Новости культуры и искусства
4470 | 0

Брежнев оробел перед «живым» Лениным

Брежнев оробел перед «живым» Лениным
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Старшему поколению зрителей он известен по ролям в фильмах «Достояние республики», «Следствие ведут знатоки», «Гори, гори, моя звезда», «Возвращение резидента». Молодые узнают его по голосу, которым говорят герои культовых фильмов «Властелин колец», «Матрица: революция», «Город грехов». Актер «Современника» Рогволд Суховерко рассказал «МН» о театралах-генсеках, встрече с великим Маркесом и проделках знаменитых артистов.

45 лет назад Олег Ефремов в соавторстве с Галиной Волчек ставит последнюю часть своей революционной трилогии - спектакль «Большевики». (Две другие посвящены декабристам и народовольцам.) В спектакле заняты звезды: Игорь Кваша, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Валентин Никулин, Лилия Толмачева, Людмила Иванова... Переполненные залы, зрители подпевают «Интернационал», дело идет к Госпремии!

- Сильные мира сего не могли пропустить такую пьесу...

- В 69-м или 70-м, точно не помню, на «Большевиков» пришел Никита Сергеевич Хрущев, - вспоминает артист. - Правда, со своей должности он был уже снят. Пришел как обычный зритель. Со сцены мы видели, как он напряженно вытянулся в кресле и слушал, приставив к правому уху ладонь. В антракте выступил перед нами, поделился сокровенным - как весь день на даче проводит в резиновых сапогах. Очень, говорит, хорошая вещь. Жаль, что не успел по всей стране внедрить.

Когда ему во втором действии предложили место получше - отказался: «На чужое место больше никогда не сяду!» А после спектакля посетовал, что среди персонажей нет Бухарина, которого он не успел реабилитировать.

Леонид Ильич Брежнев посетил другой, но очень близкий по духу спектакль - «Так победим!». Олег Ефремов поставил его по пьесе Шатрова, но уже во МХАТе. Когда на сцену вышел загримированный под Ленина Александр Калягин, в тишине зала из ВИП-ложи услышали растерянный вопрос Брежнева: «Это Ленин? Мне приветствовать Владимира Ильича?»

А Михаил Сергеевич Горбачев позвонил Ефремову после просмотра «Дяди Вани»: «Прекрасный спектакль! Это просто пир духа!» Ефремов от неожиданности чуть не выронил трубку и только потом сообразил, что «пир духа» - это два слова, а не одно.

- А как вы повстречались с Габриэлем Гарсиа Маркесом?

- По идее это не должно было случиться: где он и где я? Он - колумбийский писатель, нобелевский лауреат, живет в Мексике. И я - советский артист, его поклонник. И вот в 1987 году мы встречаемся в обычном магазине на Кубе, куда театр прилетел с «Большевиками».

Днем захожу в универмаг и у дальнего прилавка, посреди тряпок и сигар, вижу Маркеса. Подошел, на ломаном английском представился и прошу автограф. А его переводчик на чистом русском говорит: «Не мучайтесь, говорите по-русски, я переведу на испанский!» Я бросился по магазину в поисках хоть какого-то клочка. В конце концов, нашел и настиг Маркеса уже в дверях, выходящим. Он мне тогда подписал: «Другу Рогволду! Габриэль 87». А через несколько дней история получила продолжение: нас пригласили посмотреть балет Гадеса. Мы сидим в зале, а представление задерживают на 45 минут. Неожиданно в нашей ложе, но несколькими рядами выше садится Маркес. Становится понятна причина задержки. Заканчивается первая часть, антракт. В очередь, чтобы с ним поздороваться, выстраиваются Галина Волчек, Игорь Кваша, Лиля Толмачева. А он видит меня и с улыбкой спешит мимо них вниз и протягивает мне руку: «О-о-о! Амиго! Рогволд!» Впервые мое имя произнесли правильно, поставив ударение на втором слоге.

- А откуда оно?

- Буквально из мрака русской истории. В X веке жил полоцкий князь - варяг Рогволод. У него была дочь Рогнеда. Владимир Великий Полоцк захватил, отца убил, а на дочери женился. Когда ввел христианство, дал жене православное имя Горислава. Мои родители были людьми образованными, эту историю знали. Дочь назвали Рогнедой, а меня Рогволодом. Но сотрудница загса третье «о» пропустила. Так я стал Рогволдом.

- Рогволд Васильевич, вы мастер озвучки и дубляжа. Почему в мультфильме «Буренка из Масленкино», буквально разобранном на цитаты, вас нет в титрах, хотя волк говорит вашим голосом?

- А там из артистов никого в титрах нет. Дело в том, что Буренку озвучивала Вера Енютина. Она вела государственные концерты, несколько лет подряд на всю страну объявляла в День Победы минуту молчания. И вдруг эмигрирует в Израиль! Мультфильм на долгие годы положили на полку, а имена вообще из титров вырезали.

- Когда артист дублирует ужастик или комедию, ему так же смешно или страшно, как зрителю?

- Нет. Артист - железный человек. Сцены пишутся заранее. Режиссер подбирает тебя на роль, в которой уже видит характер, мимику, жесты, тембр голоса. Тебе остается в студии взять лист бумаги и прочитать, как требуется. Другое дело, что не у всех, даже у гениальных, это получается. Как-то меня, молодого, на радио от микрофона потеснил спешащий Юрий Левитан. Мне, естественно, пришлось уступить. Думали на минутку, но что-то у Юрия Борисовича не заладилось - стал спотыкаться на последней строке: «После ожесточенных боев советские войска овладели железно..., тьфу ты. После озешточенных... Пошле... Зележно...» Развязывает галстук, расстегивает воротник, катится по полу оторванная пуговица, летит в угол пиджак. Наконец-то через 20 минут запись удается - все ликуют. Левитан вскидывает руки вверх и своим державным голосом произносит нецензурную фразу русской повседневности.

Или помню, как Ростислав Плятт отыграл свою сцену в радиоспектакле и хочет покинуть студию - аж невтерпеж! Там буфет, туалет, свобода! Но, как назло, никто не ошибается, чтобы воспользоваться моментом и под шумок уйти. Устав слоняться, он находит неожиданный ход - присаживается и, будто заснув, с грохотом вместе со стулом валится на пол! Поднимается, извиняется: «Плятт буду, не нарочно!» - и выходит за дверь. Так что работу на радио я всегда считал невероятной удачей - там всегда хорошее настроение.

Виталий Лесничий

Фото ТАСС/А. Геодакян

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.