Новости экономики и финансов
2566 | 0

Выпивохи спасают бюджет

Выпивохи спасают бюджет
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Увеличение объемов продаж алкоголя должно принести в 2015 году по 1-3 млрд рублей дополнительных доходов каждому региону.

С 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена на водку снижается с 220 до 185 рублей за поллитровку. Кроме того, в ряде регионов увеличивается время продаж алкоголя, а на телевидение возвращается реклама вина и пива: депутаты Госдумы объясняют это необходимостью продвигать крымские вина и таким образом развивать экономику полуострова.

Не ясно только, почему продвигать решили именно спиртное, а не крымские санатории или, например, крымские рыбные консервы, которых на полуострове производится больше, чем вина.

Наркологи уверены: в связи с кризисом, то есть ростом цен и падением доходов, многие и так готовы удариться в беспробудное пьянство. А тут их начнут подталкивать рекламой, да еще и играть на патриотических чувствах: выпей бутылку крымского вина - помоги блокадному полуострову. «К сожалению, многие россияне просто не умеют снимать стресс иным способом», - констатирует психолог Марк Сандомирский.

Перед Новым годом на заседании Госсовета президент Владимир Путин озаботился борьбой с пьянством. И эта борьба должна заключаться в снижении цен на спиртное - иначе население будет пить суррогат и окончательно сопьется. Бороться с алкоголизацией населения нужно, используя здравые методы, а не через повышение цен, отметил президент.

В чем заключаются здравые методы, пока не ясно. Зато ясно, какая от этого выгода бюджету: снижение цены на водку, реклама и увеличение времени продаж увеличат доходы каждого региона в среднем на 1-3 млрд рублей.

«Полагаю, это такой алкопопулизм, - продолжает Сандомирский. - Новогодний подарок президента российскому народу. Рецепт проверенный. Ведь еще Иосиф Виссарионович с трибуны XVII съезда ВКП (б) на предложение о введении в стране сухого закона ответил: «Социализм, товарищи, не построишь в белых перчатках!»

Нынешние законодательные новации напрочь перечеркивают антиалкогольную политику последних лет. Хотя запретительные меры, копировавшие во многом Европу, были в общем-то эффективны. Снизилось даже число алкоголиков, состоящих на учете, уверяет главный нарколог страны Евгений Брюн.

Однако его оппоненты утверждают, что снижение пьянства (а пьют в России 40%) - это вовсе не заслуга запретителей, а следствие повышения уровня жизни. Мол, в последние годы россияне значительно улучшили свое материальное благосостояние и заливать горе (бедность и безнадегу) водкой им было ни к чему.

Об увеличении объемов продаж одной из первых задумалась Москва - казалось бы, не самый бедный регион, однако именно в столице раньше других продлили время продаж алкоголя. А с этого года и в Подмосковье разрешается его продажа с 8 утра до 23 вечера (ранее было разрешено с 11 до 21 часа).

Против новых законов уже выступил ряд общественных организаций. Так, Общество защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций обратилось с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой не подписывать принятый Госдумой закон, разрешающий рекламу вина и пива на ТВ. «От депутатов звучат смешные аргументы, что сельхозпродукция у нас в стране должна рекламироваться. Но получается, что рекламировать собираются сельхозпродукцию такого коварного, специфического свойства. Традиционно со времен СССР плодово-ягодные вина как раз и являются первой ступенью в развитии алкоголизма, потом переходят на водку. Водку пока не разрешают рекламировать. Однако не стоит забывать, что именно телереклама пива несколько лет назад привела к масштабному распространению в молодежной среде такого явления, как пивной алкоголизм», - настаивает глава общества Алексей Самохвалов.

По его мнению, нельзя рекламировать алкоголь в стране, где система наркологической помощи почти полностью развалена, ЛТП ликвидированы, вытрезвители платные, а услуги частных наркологов доступны только россиянам с высоким уровнем доходов.

Как бы то ни было, а потери граждан в кризис неизбежны, а стало быть, и распространение депрессии. Так почему бы государству не поиметь с этого свой гешефт, правильно? «Если будет хуже, то усилится социальная напряженность, а значит, и потребность в алкоголе», - прогнозирует Марк Сандомирский.

Анна Александрова

Фото Т. Павловой

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.