Новости культуры и искусства
1052 | 0

Шнитке, которого ждали

Шнитке, которого ждали
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Музее С.С. Прокофьева в Москве открылась выставка «Коллажи Альфреда Шнитке». Она посвящена 90-летию со дня рождения композитора и будет работать до 21 июля 2024 года.

НАШ ГЕРОЙ

Это не просто выставка Альфреда Шнитке, а завораживающее шоу. Все желающие смогут полюбоваться личными вещами композитора. Обратите внимание на кресло, принадлежащее Шнитке, магнитофон, книги из домашней библиотеки (роман «Доктор Фауст» Томаса Манна на немецком языке), награды и многое другое. «Выставку мы назвали неслучайно «Коллажи Альфреда Шнитке». – говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. - «Здесь очень важно для нас показать, что Шнитке - человек, который писал совершенно полярную музыку. С одной стороны, это академическая музыка со своей философией, которая для многих не с первого раза становится понятна. На другом полюсе -  музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Порой даже трудно догадаться, что эти произведения написал один и тот же композитор».

Хиты экспозиции – афиши концертов, капсула времени - магнитофон «Ритм-репортёр» 25Д57 (Ленинград, 1976), а также рисунки А.С. Пушкина к мультфильму «Я к вам лечу воспоминаньем…»  Хржановского. Конек выставки - рукопись сочинения Шнитке «Cantus perpetuus» для клавишных и ударных инструментов. И еще - обратите внимание на эскизы к мультфильму «В мире басен», «Шкаф» режиссера А.Ю.  Хржановского. Свежий взгляд на ретро. Особой популярностью, кстати, здесь пользуются кадры из кинофильмов с музыкой А.Г. Шнитке: «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, «Агония» Элема Климова, «Маленькие трагедии» и «Мертвые души» Михаила Швейцера. Самые важные и нежно любимые в России картины.

ВРАГ ХАЛТУРЫ

Музыка Альфреда Шнитке была подвергнута негласному запрету в СССР. И как говорил композитор Эдисон Денисов: «У Шнитке не было споров с Союзом композиторов. Он вообще никогда ни с кем не спорил. Это был конфликт таланта и бездарностей». Однако вопреки обстоятельствам наш герой сумел добиться успехов: его скрипучие симфонии украшали мультфильмы и фильмы, добавляя жизни даже самым безнадежным творениям. С 1962 по 1994 годы Шнитке написал музыку к более чем 60 картинам.

«Его симфония удивляет сочетанием разных музыкальных стилей,  – говорит Алиса Насибулина, научный сотрудник Музея Прокофьева, входящего в состав Российского национального музея музыки. - В ней звучат: эстрадные песни, твист, фокстрот, гавайская гитара, средневековая и барочная музыка, массовые песни. В свою музыку Шнитке включил фрагменты чужих сочинений. Мы слышим Пятую симфонию Бетховена, Первый фортепианный концерт Чайковского, Вальс Штрауса «Сказки Венского леса» и «Прощальную симфонию» Гайдна». 

Композиторы, которые создают что-то большее, чем приятные слуху записи как Шнитке, сейчас появляются редко. «Выставка замечательная», – говорит Светлана Ильинична Савенко, музыковед, певица, педагог, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения. – «10 лет назад предыдущая выставка в этих стенах была, конечно, с особым прикидом. Очень технологичная, все сверкало и звенело. Мое знакомство со Шнитке было долгим, со времен его работы в консерватории. В те времена, когда не было интернета, ведь он начинал свою карьеру в 70-е годы. Зато у нас была неформальная группа, которая объединяла самых разных людей. Помню, что не покупали сочинения Шнитке, его музыку не исполняли. И все же, невзирая на препоны и преграды, Первый Concerto grosso впервые прозвучал в 1977 году благодаря Гидону Кремеру. Потом, когда Шнитке уже мог говорить достаточно откровенно в 90-е годы, он признался мне, что чувствовал себя везде чужим. И здесь он был чужим и оказался чужим на Западе. При этом он всегда ощущал себе человеком, продуктом российской культуры».  

Поговаривают, что композитор-экспериментатор Альфред Гарриевич не любил галстуков, пиджаков, и вообще ничего такого официального. «Шнитке вообще не любил громких слов. Он не переносил слово «вдохновение», и даже не любил слово «творчество», когда его произносили с пафосом» - говорит супруга композитора Ирина Шнитке. Однако он упорно бился за международное признание русских композиторов. В результате теперь у нас есть возможность прикоснуться к личным вещам композитора, а заодно прослушать в Музее С.С. Прокофьева его нетленные музыкальные произведения – сейчас на них высокий спрос. 

Игорь Шевкун

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.