Новости медицины, здравоохранения и здоровья
5432

Препарат от диареи может вызвать смертельную аритмию

Препарат от диареи может вызвать смертельную аритмию

Если зима - сезон простуд, то лето - время поносов: пищевые отравления встречаются гораздо чаще из-за высокой температуры.

Другой важный фактор, способствующий этому, - поездки на отдых. «Диарея путешественников» в это время года - дело обычное. И вот у самого популярного препарата, используемого при этом, возникли новые проблемы. Речь о лекарствах с лоперамидом.

Их много. Наверное, самое популярное средство с этим активным веществом - Имодиум. Сегодня у этого оригинального препарата масса дженериков (так называют родственные лекарства-аналоги), содержащих тот же самый лоперамид (см. Наша справка). Все эти препараты разрешено продавать без рецепта и самостоятельно использовать в лечении диареи. Они тормозят активность кишечника, довольно эффективно предупреждая понос.

НАША СПРАВКА

В России продаются препараты с лоперамидом, выпускаемые разными фирмами в разных странах. Лекарственная форма у них тоже разная, обычно это таблетки, капсулы или таблетки для жевания или рассасывания. Продаются они под следующими названиями:

- Имодиум, Франция или Великобритания;

- Имодиум Экспресс, Великобритания;

- Имодиум Плюс, Россия;

- Лоперамид, Веро-Лоперамид, Лоперамид-Акрихин, Лоперамид-ШТАДА, Россия;

- Лоперамид Гриндекс, Латвия;

- Лопедиум, Германия и Словения;

- Диара, Россия;

- Суперилоп, Индия.

ДВА МИРА – ДВА ЛОПЕРАМИДА

Какая проблема возникла с лоперамидом? Если судить по информации в России, то никаких проблем нет. Если же посмотреть, что происходит в США, то проблемы оказываются очень серьезными, порой даже смертельными.

В связи с этим FDA (Федеральное агентство по пищевым продуктам и лекарствам) в этой стране дважды выпускало официальные заявления и требования об изменении инструкции. В нее нужно было внести предупреждения о новых опасностях и изменении правил приема препаратов.

Первое заявление было в 2016 году, второе - уже в этом. И похоже, в России этих предупреждений не услышали. Во всяком случае, мы ознакомились с официальными инструкциями к нескольким препаратам с лоперамидом на сайте Государственного реестра лекарственных средств и никаких следов американских новаций не обнаружили.

Вот цитатка из заявления FDA в этом году (из нее ясно, что меры, принятые ранее в 2016 году, существенного результата не дали): «FDA продолжает получать сообщения о серьезных сердечных проблемах и смертельных исходах прежде всего среди пациентов, значительно превышающих рекомендуемые дозы лоперамида, намеренно злоупотребляющих этим лекарством, несмотря на то что на этикетку было добавлено соответствующее предупреждение и сообщение FDA о безопасности от 07.06.2016. При использовании по назначению лоперамид является безопасным препаратом.

Лоперамид одобрен FDA как препарат для симптоматического лечения диареи. Максимальная утвержденная суточная доза для взрослых составляет 8 мг в день для безрецептурного применения и 16 мг в день для использования по рецепту.

Пациенты должны принимать только дозу лоперамида, назначенную врачом или в соответствии с инструкцией безрецептурного препарата, поскольку прием более чем предписанных или указанных в инструкции доз может вызвать серьезные проблемы с сердечным ритмом или смерть».

Как видим, все дело в дозировке, и поэтому в США в большой дозе его могут назначать только врачи, оценив состояние пациента и, может быть, даже сделав дополнительные исследования, чтобы выявить предрасположенность к серьезным побочным эффектам. А они могут быть, и их можно выявить с помощью электрокардиограммы.

У нас эти данные, похоже, игнорируются. Во-первых, в инструкциях к препаратам с лоперамидом мы обнаружили, что максимальная суточная доза для взрослых составляет 16 мг, а это в два раза больше, чем в США для безрецептурных лекарств. В такой дозировке их там может назначать только врач. И значит, это повышает риск передозировки и связанных с ней тяжелых нарушений ритма сердца.

Во-вторых, в инструкциях к нашим безрецептурным препаратам с лоперамидом в разделе побочных эффектов мы не обнаружили упоминания о том, что они могут негативно влиять на сердце и вызывать тяжелые и фатальные аритмии. То есть наши пациенты из этих листков-вкладышей не могут узнать о самом опасном побочном действии препаратов с лоперамидом.

В ЧЕМ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ?

Что же это за побочные эффекты? Превышение доз препарата «может привести к серьезным сердечным неблагоприятным явлениям, включая удлинение интервала QT, пируэтную тахикардию или иные желудочковые аритмии, обмороки и остановку сердца».

Любому врачу понятно, что это очень серьезные проблемы. С остановкой сердца и с обмороком, который тоже может привести к смерти, все ясно. А вот об остальных проблемах стоит сказать несколько слов.

1. Желудочковые аритмии - это нарушения ритма сокращений сердца, связанные с неправильным сокращением желудочков. Самые простые из них - экстрасистолы (внеочередное сокращение), самые опасные - фибрилляции (бессистемное сокращение желудочков). В принципе, любая из подобных аритмий может привести к остановке сердца.

2. Пируэтная тахикардия - особая желудочковая аритмия, которая весьма опасна и тоже может привести к остановке сердца. При ней в желудочках есть несколько источников возбуждения, каждый из них работает сам по себе, и в результате возникают бессистемные хаотичные сокращения желудочков.

3. Удлинение интервала QT- особый симптом, который можно выявить только на ЭКГ, его измеряют как расстояние между зубцами Q и T (они регистрируются на электрокардиограмме). Именно этот симптом часто приводит к пируэтной тахикардии. А при использовании лекарств с лоперамидом вероятность ее существенно возрастает.

НУЖНА СКОРАЯ ПОМОЩЬ, ОЧЕНЬ СКОРАЯ

Как видим, все эти побочные эффекты от таблеток для лечения диареи очень серьезны. К тому же все они внезапны и требуют экстренного оказания медицинской помощи. И хорошо, если врач будет знать, что пациент принимал лоперамид - это облегчит выбор правильного лечения (ему не надо будет гадать, чем вызвано состояние больного).

Поэтому в США в инструкции к препаратам с лоперамидом обязательно указывают: «Если принимавший лоперамид пациент испытывает что-либо из нижеперечисленного, необходимо немедленно обратиться к врачу, позвонив по номеру 911, и сообщить при этом, что пациент принимал лоперамид:

- обморок;

- сердцебиение или нерегулярный сердечный ритм;

- принимавший лоперамид не отвечает или нормально не реагирует на обращения к нему, или не получается разбудить его».

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

Риск серьезных кардиологических проблем возрастает, если лоперамид в высоких дозах принимать с некоторыми другими лекарствами (см. таблицу).

Другая проблема - лоперамид любят некоторые наркоманы. В США большинство серьезных кардиологических осложнений были у тех, кто умышленно принимал большие дозы лоперамида для получения кайфа.

Олег Днепров.

FOTOLIA

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru