12 января правительство утвердило распоряжение №9-р о развитии конкуренции в сфере медицины. Чем обернется эта конкуренция для простых россиян?
Член Комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко не уверен, что распоряжение сделает медицинскую помощь доступнее для населения. Например, оно требует от аптек предлагать покупателям вначале самый дешевый препарат и только затем его аналоги.
«Аптеки просто перестанут закупать дешевые препараты», - считает депутат.
Немало вопросов вызывает и проблема с лицензированием. Жители малонаселенных пунктов в ряде регионов вынуждены преодолевать до ближайшей аптеки по 100 км, поэтому распоряжение разрешает продавать лекарства в магазинах и других торговых точках при наличии специальной лицензии. Весь вопрос - в рентабельности. Даже в больших городах рентабельны аптечные сети, в которых не менее трех аптек. В населенных пунктах с численностью менее 100 тыс. человек не только одиночным аптекам, но и аптечным сетям трудно свести концы с концами.
Поэтому распоряжение правительства вводит государственное финансирование аптечных пунктов в городах и селах с населением меньше 100 тыс. Правда, при этом не оговаривается, сколько именно таких финансируемых аптек будет открыто и каков будет объем финансирования.
По словам генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, наибольшие сложности в регионах возникли с лекарствами для онкобольных. Для получения лицензии на наркотические препараты аптека должна закупить соответствующее оборудование (сейф, сигнализацию и так далее).
«В итоге онкобольные не могут получить препараты - аптеки с ними работать не хотят! В Приморском крае онкобольной должен ехать до аптеки в среднем 80 км, а это не каждому здоровому человеку по силам!» - признает Дмитриев.
Впрочем, предельный километраж для онкобольного в распоряжении не оговаривается. Зато говорится, что на государственном уровне теперь начнется работа «над формированием устойчивого спроса на лекарственные препараты нижесреднего ценового сегмента».
Помимо этого государственным клиникам и больницам распоряжение предписывает активнее включаться в борьбу за платного клиента. Теперь им разрешается тратить деньги на рекламу и маркетинг в сфере платных услуг, чтобы таким образом переманить клиента у платных клиник. При этом государственным медучреждениям запрещается отказывать в оказании бесплатных услуг и навязывать их как платные, отдельно оговаривается в документе.
«Принято распоряжение правительства, которое мы называем «третий лишний», - говорит Дмитриев. - По его условиям при наличии двух локально произведенных лекарств зарубежное в торгах с ними уже участвовать не может». Идея вроде бы хорошая - поддержать отечественного производителя. А что получается на практике?
«А на практике заявляются два участника торгов, один не приходит, торги отменяются, а наши льготники, которым положены бесплатные лекарства, месяцами сидят без лекарств, потому что закупки не состоялись! С ВИЧ-инфицированными постоянно такая история. Нам надо вернуть гуманное отношение к нашим гражданам, больным, инвалидам, старикам, ставить на первое место их интересы, тогда как распоряжение ставит на первое место интересы бизнеса», - считает Николай Герасименко.
Действительно, распоряжение лоббирует в первую очередь интересы отечественных фармпроизводителей. Сейчас по деньгам на отечественные лекарства приходится всего лишь одна треть от общего оборота, по количеству проданных пачек - две трети.
Причем отечественный производитель необоснованно накручивает цены. Так, в 2017 году рост цен на лекарства составил 8,9%. Это фармпроизводители объяснили ростом доллара: дескать, все субстанции Россия закупает за рубежом. Только в этом случае непонятно, о каком импортозамещении идет речь?
«В цене препарата львиную долю занимает цена его вывода на рынок, для принципиально новой молекулы - это 3-3,5 млрд долларов, - говорит Виктор Дмитриев. - Есть версия, что вывести в РФ можно за 0,5 млрд долларов. Но это в теории. Потому что на практике у нас нет препаратов с новой молекулой. У нас только аналоги, дженерики. И их воспроизводство, конечно, ниже по цене».
Аделаида Сигида.
FOTOLIA