Реклама в газете
Здравствуй, Китай!
29 | 0

От одиноких сердец к шопинг-лихорадке

Почему самые сумасшедшие распродажи происходят 11 ноября и при чем тут студенты?

От одиноких сердец к шопинг-лихорадке
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Говорят, история 11.11 началась в 1993 году в Нанкинском университете. Четверо его студентов, которые не смогли найти себе девушек, однажды собрались вместе в день четырех единичек и решили отпраздновать, скажем так, свою независимость. Парни посчитали, что если они без пары, то это не повод грустить, а возможность порадовать себя чем-нибудь и устроили этакий анти-День святого Валентина: тусили, смеялись над своим статусом, весело проводили время в баре. Со временем студенческая фишка разошлась по стране, получила название День холостяка, а 11 ноября стало днем, когда не только молодежь, но и другие возрастные группы китайцев без пары отвлекали себя от мыслей про одиночество, стараясь беззаботно проводить время, чтобы заглушить свою грусть-печаль.

И тут на сцену вышла коммерция. В 2009 году Джек Ма - тот самый основатель компаний электронной торговли Alibaba Group (китайский аналог eBay) - понял, что из Дня холостяка можно извлечь прибыль. Идея была проста: да, у тебя нет пары, но это не повод не побаловать себя любимого и единственного подарками. Сработало на ура! Начались приуроченные к 11.11 грандиозные распродажи, которые быстро переросли в главный онлайн-шопинг-фестиваль года. Если сначала Джек Ма уговорил на участие в распродаже 27 продавцов, то через пять лет к ним присоединились почти 30 тысяч онлайн-магазинов, а в 2020-м - 250 тысяч брендов и 5 миллионов продавцов, торгующих на AliExpress, Taobao, Tmall, Pinduoduo, Suning и JD.com и других интернет-площадках.

Число покупателей в день Double 11 ежегодно растет, а праздник длится уже не один день и не только онлайн, хотя электронная коммерция все же доминирует благодаря смартфонам и лайвстримингу, которые занимают в Поднебесной более 80% рынка. «В последние годы поведение покупателей в Китае изменилось. Теперь они предпочитают практичные товары с хорошим соотношением цены и качества. Кроме того, их уверенность в отечественных продуктах заметно выросла». - считает менеджер крупной китайской маркетинговой компании Сюй Хао.

Примечательно, что, по данным одного из китайских новостных каналов о финансах, в 2024 году в Double 11 впервые были направлены госсубсидии для покупки бытовой техники по системе trade in. Государственные дотации и скидки на интернет-платформах накладываются друг на друга и еще больше стимулируют рост потребления.

В общем, теперь 11.11 для китайцев - не про одиночество, а про предвкушение огромных скидок и возможность купить по супервыгодным ценам то, к чему присматривался весь год. Миллионы людей, даже те, кто давно нашел свою половину, сидят перед экранами, готовые в полночь 11 ноября нажать кнопку «Купить» и поучаствовать в безумной шопинг-гонке. Эмоционально это тоже важно: китайцы чувствуют себя частью огромной волны потребления, делятся находками с друзьями, ловят удачу, успевая урвать самые горячие предложения в празднике скидок, схожем с американской Черной пятницей, только в разы грандиознее.

Кстати говоря

Китайским службам в дни осенней распродажи приходится обрабатывать до полумиллиона посылок в день. Чтобы справиться с такими объемами, приходится серьезно расширять штат сотрудников и грузовиков. При этом компания Cainiao (логистическое подразделение Alibaba) заверяет, что упаковочные материалы на их складах почти на 100% биоразлагаемы, в половине бумажных упаковок не используется скотч, а отходы утилизируются на 80 тысячах станций по переработке. Нашим маркетплейсам тоже было бы неплохо взять опыт коллег на вооружение.

А как в России?

Праздник из Поднебесной дошел и до нас. В первую очередь, конечно, через интернет-магазины AliExpress, Pinduoduo, Taobao и др. Миллионы россиян теперь тоже ежегодно ждут 11.11, чтобы выгодно закупиться электроникой, одеждой, товарами для дома - да чем угодно! Для многих это отличный повод сэкономить на подарках к Новому году или просто порадовать себя без особого удара по кошельку. Российские магазины, видя такой ажиотаж, стали активно присоединяться к этому дню, предлагая скидки и акции.

Глеб Старичев.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.