Это интересно
2147 | 0

Вся правда об «Авроре»

О том, что крейсер «Аврора», стоящий у набережной Санкт-Петербурга, не имеет ничего общего с главным символом революции, шептались уже давно. «Муляж, подделка» - так говорили жители города. Настоящую «Аврору» журналисты нашли в поселке Ручьи, что на Лужской губе Финского залива.

Вся правда об «Авроре»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

ПОВОЕВАЛА, НО НЕДОЛГО

Вот уже много десятилетий она гниет недалеко от местной пристани, пугая туристов ржавыми кусками металла, торчащими из воды. Вице-адмирал Зиновий Рожественский, известный тем, что под его командованием русский флот потерпел поражение в Цусимском сражении в 1905 году, считался большим юмористом. Особенно он любил придумывать клички боевым кораблям, находящимся в его ведении. Броненосец «Сисой Великий» стал «инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «идиотом», а поступившая на службу «Аврора» удостоилась титула «проститутка подзаборная». Никто не мог понять, за что адмирал так невзлюбил новый корабль. Не самое большое судно, это правда: броненосцы смотрелись куда солиднее. Да и техника слегка отстала от передовых образцов того времени. Но тем не менее «Аврора» считалась достойным представителем русского флота.

14 мая 1905 года этот корабль оказался в Цусимском проливе одним из первых. Рядом в одной колонне шли броненосные отряды, а на горизонте маячили японские военные суда. Несколько часов враги не нападали друг на друга. Только случайный выстрел по японскому флоту с эскадренного флагмана «Орел» дал старт сражению. Противник ответил шквальным огнем. Первыми в бой вступили крейсеры, и «Аврора» в их числе.

На этом военные подвиги «Авроры» завершились. Вместе с остатками разгромленной эскадры корабль отошел в Манилу. Суда были интернированы американцами, а с экипажей взята подписка о дальнейшем неучастии в боевых действиях. Через полгода корабль вернулся на родину.

«АВРОРА» СТАЛА «ВАРЯГОМ»

Чем только не занимался этот крейсер в «мирной» жизни! Он бороздил моря и океаны, катая европейских монархов и русских князей. Его экипаж побывал в Италии, где капитану была вручена золотая медаль в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах во время землетрясения.

6 сентября 1916 года морской красавец вернулся в Кронштадт и начал подготовку к капитальному ремонту, который должен был окончиться только к апрелю 1917 года. Город был неспокоен. Голодные рабочие и матросы бегали от одного митинга к другому, по ходу дела стараясь добыть хоть какое-то пропитание. Большевики засылали своих агитаторов в войска и в экипажи стоящих у причалов боевых кораблей.

К утру 25 октября 1917 года в руках восставших находились все правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец. Большевики собирались обстрелять его из Петропавловской крепости и с «Авроры», а затем взять дворец штурмом.

Что произошло потом, доподлинно неизвестно. Официальная история говорит, что в 21 час 40 минут «Аврора» произвела один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. Но по данным историка Сергея Мельгунова, современника и свидетеля тех событий, штурм начался с холостого выстрела из Петропавловской крепости.

Исследователь Владлен Логинов считает, что никакого выстрела вообще не было. В то же время в газетах 1917 года можно найти информацию о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему дворцу боевым снарядом. При этом многие эксперты не сомневаются в том, что на борту боеприпасы просто отсутствовали.

После революции про «Аврору» все забыли. Ее даже планировали затопить на подступах к Кронштадту. Ожидалось нападение английской эскадры, и судно стало бы искусственной преградой для врага. Но что-то помешало сделать это.

В 1945 году корабль слегка отреставрировали и отправили на новое место службы - в распоряжение Киностудии имени Горького. Здесь начинали снимать фильм «Крейсер «Варяг», а «Аврора» должна была перевоплотиться в главного героя. Ей приварили четвертую, фальшивую трубу, 152-миллиметровые пушки, с некоторых орудий сняли щиты, даже сделали командирский балкон. После съемок в ноябре 1948 года крейсер встал у Петроградской набережной.

ЗЛОЙ РОК СТАРОГО КРЕЙСЕРА

«Над «Авророй» висит какой-то злой рок. Спустя много лет после установки ее на «вечный прикол», когда корпус корабля дал течь, вместо капитального ремонта подводную часть «Авроры» залили изнутри бетоном. Дескать, он абсорбирует воду и днище превратит в монолит. Реализация этой дикой идеи привела к тому, что течь стала еще больше. Горе-ремонтники не учли, что днище любого корабля подвижно, оно деформируется под воздействием внешних факторов: волн, течения, ветра. Итог печален: корпус «Авроры» под бетоном стал стремительно ржаветь», - объяснял журналист Владимир Мукусев.

В конце 80-х он был корреспондентом «Взгляда», первым побывавшим в поселке Ручьи. В начале 80-х стало ясно, что «корабль революции» в любой момент может утонуть. И в ЦК КПСС было принято решение срочно отремонтировать крейсер. Приближалось 70-летие «Великого Октября», поэтому к «Авроре» интерес был особый.

Специалисты, обследовав несчастный корабль, дали свое категорическое заключение: весь корпус надо расклепать, разобрать, заменить проржавевшие броневые листы и собрать корабль фактически заново. Подсчеты показали, что для этого нужно не менее пяти лет, а до юбилея оставалось лишь три года. В Смольном приняли другое решение: наплевать на мнение специалистов, сварить быстренько новый корпус и перенести на него все, что было на старой «Авроре», - пушки, надстройку, мачты, трубы, якоря, механизмы. На протесты партийное начальство не обращало никакого внимания.

Когда «ремонт» был закончен и новенькая копия крейсера готовилась появиться перед зрителями, встал вопрос, что делать со старой, настоящей «Авророй». Сталь, из которой были изготовлены броневые плиты, была такой прочности и такого качества, что обычные газовые резаки ее не брали. «Было решено не пилить, а на буксире оттащить обезображенный и разворованный корпус за 100 километров от Ленинграда. Идея оказалась проста: завалить «Аврору» щебнем, камнями и песком вперемешку с цементом, утопить ее, сделав основанием для будущего бетонного пирса. Правда, не учли глубины: нос корабля с остатками броневых плит, защищавших когда-то от вражеских снарядов и мин внутренние помещения корабля, так и остался над водой», - рассказал Мукусев.

Прибыв на место, корпус завалился на бок в десятке метров от берега и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы. Зимой на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то из железа и превратить находку в сувенир.

Наталья Пуртова

Фото: WIKIPEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.