Есть в этом что-то наше, сугубо российское - наградить царским титулом уникальный предмет, крупнейший в своем роде. При этом абсолютно непригодный для практического применения. И речь далеко не только о Царь-пушке или Царь-колоколе...
Казалось бы, при строительстве любого здания первым делом возводят фундамент, затем стены, крышу и только потом монтируют сантехнику и расставляют мебель. Тем не менее при строительстве Баболовского дворца в Царском Селе все происходило с точностью до наоборот.
Дворец строили вокруг гигантской ванны, загадку которой не разгадали до сих пор. Так и неясно, с помощью каких технологий создавалась сама чашеобразная ванна, высеченная из огромной глыбы цельного гранита. К сожалению, сегодня этот необычный артефакт предан забвению, хотя в целости и невредимости находится на своем прежнем месте.
ЦАРЬ-ВАННА ДЛЯ ЦАРЕЙ
Своим появлением царская купальня как таковая обязана императрице Екатерине II. В 1783 году, гуляя по живописному лесу, самодержица решила подарить своему фавориту Григорию Потемкину небольшую деревушку Баболово для создания на ее месте парка и уединенного дворца. Не прошло и двух лет, как на месте прежде густого девственного леса разбили живописный парк. В его центре Потемкин выстроил уютный деревянный дворец, обошедшийся казне в 3984 рубля. Позднее на его месте появился каменный дворец стоимостью 15 000 рублей.
Несмотря на заоблачную стоимость здания, внешне оно мало походило на монаршую резиденцию, скорее дворцу больше подошло бы название охотничьего домика для интимных встреч. Это было одноэтажное здание, выстроенное в готическом стиле, состоящее всего из нескольких комнат. Причем каждое помещение дворца имело отдельный выход в парк - чтобы ночной порой гость или гостья, втайне навестившие венценосную особу, могли не замеченными покинуть дворец.
Но какое же свидание без романтических водных процедур? Для летних купаний во дворце расположили внушительную мраморную ванну. Но здание не пользовалось популярностью и скоро пришло в упадок.
НОУ-ХАУ УМЕРЛО ВМЕСТЕ С МАСТЕРОМ
Впоследствии дворец дважды реконструировали. Во время последней реконструкции, проходившей в 20-х годах позапрошлого века, архитектор Василий Стасов по распоряжению Александра I полностью разобрал восьмигранный зал дворца. Единственной целью этих работ была необходимость размещения на месте прежней мраморной ванны новой купальни. Таким образом, восьмигранный зал, разобранный для установки царь-ванны, превратился в башню с шатровой крышей.
Царь-ванна примечательна не только тем, что является крупнейшей в мире каменной купелью, но специалисты к тому же до сих пор не могут объяснить способ ее создания. В начале XIX века просто не существовало технологий для выдалбливания в граните ванны столь больших размеров.
А вот создатель ванны известен. Им, согласно архивным документам, был каменотес Самсон Суханов вместе со своей артелью. Работа по созданию царь-ванны заняла у него долгие восемь лет - с 1811 по 1818 год. Ее полировка не прекращалась даже в войну 1812 года. Стоимость изготовления чудо-купели Суханов оценил в 16 000 рублей, то есть больше стоимости постройки дворца. Чашу высекли из цельного куска гранита, более чем в три раза превосходящего по весу 48-тонную царь-ванну. Остается загадкой и способ, которым каменную глыбу доставили в Баболово. Специальных механизмов и сухопутных транспортных средств для такого дела в те времена попросту не существовало.
Размеры ванны, описанные в 1812 году в «Отечественных записках», впечатляли. В переводе на современные меры исчисления ванна имела диаметр 5,33 м, глубину 1,52 м и высоту 1,96 м. Наполнялся 48-тонный каменный резервуар 800 ведрами воды.
КУПАЛЬНЯ-ХАМЕЛЕОН
Иностранные мастера отказывались верить, что подобное каменное чудо можно создать с помощью простого молотка с долотом. Только для придания 160-тонному куску красного карельского гранита чашеобразной формы потребовалось бы несколько десятков миллиардов ударов киянки по скарпелю (большое зубило)! Что же говорить о выдалбливании внутренности ванны при отсутствии современного твердосплавного камнерезного инструмента!
Причем камень был выбран на редкость удачно: при попадании на него лучей света минералы, состоящие из тонких пленок, входящие в состав гранита, меняли цвет. Зимой он был одного цвета, летом другого, отличался цвет ванны также на закате и восходе солнца.
Для подъема в ванну людей на Адмиралтейских верфях были изготовлены чугунные лестницы и поручни к ним. Неизвестным осталось и то, каким образом ванну наполняли водой. Сохранившиеся описания утверждают, будто вода поступала из шлюза у моста в баболовском пруду, но как это происходило на практике, непонятно.
А каким образом спускали воду? Сливное отверстие в нижней части ванны отсутствует, наклонить же ее было просто невозможно.
СВИДАНИЕ У ВАННЫ
Император Александр I был большим любителем холодных бань, и гигантская чаша создавалась для охлаждающих омовений в летний зной. Кроме того, в Баболовском дворце монарх встречался со своей пассией красавицей Софьей Вельо. Их романтическим встречам Александр Сергеевич Пушкин посвятил несколько строк, озаглавленных «На Баболовский дворец»:
Прекрасная! пускай
восторгом насладится
В объятиях твоих
российский полубог.
Что с участью
твоей сравнится?
Весь мир у ног его -
здесь у твоих он ног.
После революции 1917 года в Баболове разместили школу летчиков. Во время Великой Отечественной здание активно бомбили немцы, быстро превратив его в руины. Казалось бы, участь царь-ванны должна была быть аналогичной. Но... ни один кусочек не откололся от этого удивительного предмета царского быта. Немцы хотели вывезти ванну в Германию, но не успели. Сегодня останки здания с царь-ванной обнесены забором и ждут начала реставрации.
Царь-вазу тащила волоком тысяча человек
Под Большую Колыванскую вазу - самую большую в мире, изготовленную из цельного камня, - отведен отдельный зал в Эрмитаже. Внешне она представляет собой цветок гигантских размеров из зеленой волнистой яшмы. Диаметр царь-вазы более 5 м, а вес около
19 т. Символично, что изготавливали вазу практически одновременно с царь-ванной - с 1828 по 1843 год. Как утверждают исторические хроники, кусок яшмы, из которого на Колыванской фабрике мастера создавали свою вазу, более трех месяцев подряд волоком тащило более тысячи человек. Впоследствии в Санкт-Петербург вазу доставляли на барже по воде.
Дмитрий Соколов
ТАСС/З. Усманов, С. Куликов.