Это интересно
9480 | 0

Особо важные пассажиры

Особо важные пассажиры
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

К 100-летию образования ВЧК (20 декабря) о малоизвестных страницах жизни гаража особого назначения мы попросили рассказать президента Национальной ассоциации телохранителей России, в прошлом старшего офицера 9-го управления КГБ СССР Дмитрия Фонарева.

- Дмитрий Николаевич, подразделение, отвечающее за передвижение первых лиц государства, было создано с нуля или у него имелись предшественники?

- В 1906 году в Российской империи был создан Собственный Его Императорского Величества гараж. Он и стал прообразом легендарного советского ГОНа, существующего до сих пор в структуре ФСО.

В императорском гараже служили 30 водителей, 30 мыльщиков (именно так они именовались в документах) и 30 механиков.

С 1906 года здесь же работала первая в России автошкола - «Императорская школа шоферов».

Гараж особого назначения республики Советов выступил преемником гаража последнего из Романовых, великого энтузиаста «самобеглых тележек», которых к концу его правления насчитывалось 24 экземпляра. Именно такое количество автомобилей по документам досталось большевикам от гаража Временного правительства.

- В первые годы существования ГОНа случались нештатные ситуации?

- Ничего не происходит, если только ничего не делать. Известен случай, когда 1 января 1918 года после выступления Ленина в Михайловском манеже его автомобиль был обстрелян уличными бандитами. В тот день водителем автомобиля вождя революции был не Гиль, а Гороховик.

Судя по всему, Гиль в это время разыскивал свой Turcat-Mery 28, который накануне угнали прямо со двора Смольного, воспользовавшись тем, что водитель просто ушел пить чай. Владимир Ильич тогда заявил, что пока Гиль не найдет свою машину, он с ним работать не будет.

Другой случай: вечером 6 января 1919 года со Степаном Гилем за рулем, охранником Иваном Чибановым и Марией Ильиничной Ульяновой Владимир Ильич выехал в Сокольники, где на него напала и ограбила банда налетчика Кошелькова.

Не миновали дорожные инциденты и Сталина. Весьма неприятный эпизод произошел в 1933 году. При въезде на Ривьерский мост в Сочи в автомобиль Сталина врезался грузовик.

За три года до этого, 26 июля 1930 года, вместе со своей супругой Надеждой Аллилуевой, Буденным и комиссаром для особых поручений Юсисом Иосиф Виссарионович выехал в Красную Поляну и попал в ДТП.

В документах, кстати, не говорилось, что Сталину тогда осколком стекла срезало левую бровь. Сам Иосиф Виссарионович строго-настрого приказал никому об этом факте не сообщать и водителя не наказывать.

Хорошо известна и стрельба в Кремле 22 января 1969 года. В тот день некто Ильин расстрелял правительственный кортеж. В этом кортеже тогдашнего генсека Леонида Ильича Брежнева не было. Он приехал из Внукова в Кремль за полчаса до этого, так как по протоколу должен был встречать космонавтов именно там.

- Каким образом разрабатывались и охранялись маршруты передвижения кортежа №1?

- Постоянные и временные маршруты разрабатываются руководством ГОНа, а утверждаются руководством управления госохраны. Эпизодические маршруты согласовываются, что называется, с колес.

Если говорить об охране кортежей первых лиц СССР в первые годы, то у ВЧК не хватало людей даже для охраны руководства, а не то что путей их передвижения. Поэтому все водители автобазы СНК были вооружены штатным оружием.

Однако с течением времени ситуация менялась. Охрана трассы проезда Сталина из Кремля до ближней дачи за Поклонной горой обеспечивалась таким образом, что по тревоге сотрудники НКВД могли взяться за руки по обеим сторонам проезжей части, образуя замкнутую цепь.

- Советские руководители были послушными пассажирами или требовали от своих водителей выполнения сверхзадач?

- Конечно, каждый из пассажиров, обслуживаемых сотрудниками ГОНа, высказывал свои пожелания к организации движения. Например, летом 1918 года Сталин отправился в автомобиле на Царицынский фронт. По возвращении его водитель предоставил руководству автобазы документ с указанием не только переработки, но и с детальными основаниями для выплаты ему 670 рублей. Деньги были выплачены.

А Михаил Горбачев однажды остановил кортеж в Вашингтоне по пути к Рональду Рейгану в Белый дом на 15 минут.

Интересен в этом контексте протокол заседания Политбюро ЦК ВКП(б) за №140 от 25 июня 1933 года: «За грубое нарушение постановления Политбюро о запрещении полетов ответственных работников объявить тов. Микояну строгий выговор».

Судя по всему, Анастас Иванович попытался обойти существующий для руководства страны порядок перелетов и пользования авиатранспортом. Но и после этого выговора он не стал с должным вниманием относиться к установленным Политбюро правилам и требованиям.

Своим персональным водителям Степанову и Тимашеву он ставил сложнейшие задачи по прибытию в назначенное место вовремя. Проще говоря, заставлял их вести автомобиль на предельных скоростях. Последовало еще одно предупреждение от товарищей по партии (цитирую):

«о тов. Микояне.

1. Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80-100 километров в час. (в черновике - 100-150 км/ч.)

2. Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50-60 километров в час.

3. Тов. Власику проследить за выполнением». (Протокол №11 решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 1939 - 20 января 1939 года.)

Подействовало только со второго раза.

Дмитрий Соколов.

Фото из личного

архива Д. Фонарева

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.