Катастрофа Ту-154 возле Сочи на время заставила забыть тезис о том, что авиация считается самым безопасным в мире видом транспорта.
Тем не менее история знает немало примеров, когда неисправный самолет благополучно совершал посадку в абсолютно непригодных для этого условиях.
СТО БЕД – ОДИН ОТВЕТ
Один из самых нашумевших случаев, но со знаком плюс произошел - вот совпадение - тоже в 2016 году!
Напомним, 11 февраля только что ушедшего года у российского «Боинг-777» после вылета из аэропорта Пунта-Кана в Доминиканской Республике вышел из строя двигатель. По сообщениям информационных агентств, вслед за яркой вспышкой за бортом в салоне самолета появился дым, у пассажиров началась истерика.
Пятнадцатая минута полета, высота - 6 тыс. метров над землей. Экипаж, как мог, успокоил пассажиров, объяснив, что в другом двигателе тяга есть.
Тем временем из аварийной турбины выбивалось открытое пламя. Пилоты запросили аварийную посадку и сбросили 80 тонн керосина. Самолет сделал круг и благополучно приземлился, несмотря на тои что во время касания с землей у него загорелась передняя стойка шасси. Из 375 человек, находившихся на борту, никто не был даже травмирован!
Подобных случаев счастливой посадки с горящим двигателем немало. Например, в ноябре 2015-го французский «Боинг-777-200» удачно приземлился в Пулкове после отказа двигателя в небе. Но это относительно легкие случаи аварийной посадки, тогда как порой самолеты удачно приземлялись в реально критических условиях.
ПОВЕРХ ТЕКУЧИХ ВОД…
Кошмарный инцидент произошел 21 августа 1963 года. Пассажирский Ту-124 следовал из Таллина в Москву. Вскоре после взлета выяснилось, что переднюю опору шасси заклинило и убрать ее до конца не представляется возможным.
Тогда командиром корабля было принято решение: сажать самолет на брюхо в Пулкове (тогда аэродром назывался Шоссейная под Ленинградом).
К месту возможного ЧП стянулись экстренные службы. Самолет долго кружил в небе, вырабатывая топливо, чтобы избежать взрыва при посадке.
Неожиданно отказал левый двигатель. Борту в качестве исключения разрешили пролететь над городом. Но тут отказал и второй двигатель - как раз когда самолет планировал над самым центром Северной столицы. Не оставалось ничего другого, как садиться в Неву.
Посадка в районе Финляндского железнодорожного вокзала прошла удачно. Никто не пострадал. Лишь прохожие, гуляющие по набережной, были шокированы невиданным зрелищем.
Надо сказать, что посадка на воду в экстренных обстоятельствах не такое уж редкое явление. И далеко не всегда она заканчивается фатально, даже если под днищем самолета не водная гладь, а болото с лягушками.
В 1976 году Як-40 выполнял рейс Каунас - Киев. Все шло в штатном режиме, пока бортпроводник неловким движением не отключил реактивные двигатели самолета. Летчики приняли решение планировать на водную поверхность Днепра, но недотянули и сели в болото.
Жертв удалось избежать, после ремонта самолет еще не раз поднимался в небо.
Словом, авария на борту воздушного судна - еще не приговор. В 1971 году в пассажирском самолете, летевшем над территорией США, вырубилось электричество. Сели на поляну посреди леса.
Несколько дней пассажиры и члены экипажа ждали помощи при температуре воздуха минус 50 градусов Цельсия. И никто не погиб.
А вот случай из другой климатической зоны. В 1994 году в Западной Сахаре приземлился самолет, на борту которого было 19 человек. Отделались легкими ушибами.
ЛЕТЧИКИ-ГЕРОИ
Надо отдать должное летчикам, которые ежедневно перевозят, а точнее - переносят, людей из пункта А в пункт Б за считаные часы.
Аплодисменты, которыми их теперь часто награждает поднебесная публика, во многих случаях вполне заслуженны.
В 2010 году по маршруту Якутия - Москва следовал Ту-154Б. Через 3,5 часа полета на борту исчезло электропитание. Перестали работать приборы, в том числе топливный насос и механизм управления механизацией крыла. Запаса топлива хватило бы всего на 30 минут. Под днищем самолета - тайга. Но как только крылатая машина снизилась до 3 тыс. метров, пилоты заметили заброшенную бетонную полосу аэропорта Ижма длиной всего 1350 метров, в то время как для посадки самолета этого класса ВПП должна быть значительно больше.
И все же экипаж сумел посадить аварийный самолет на нестандартную взлетно-посадочную полосу. Никто не пострадал, пилотов наградили Звездами Героев РФ.
Много неприятностей пилотам доставляют птицы.
Классический в этом отношении случай произошел зимой 2009 года. Airbus А-320 со 150 пассажирами на борту взлетел из аэропорта Ла Гвардия (Нью-Йорк) и направился в Сиэтл. Но на пути оказалась стая птиц. Оба двигателя как обрезало. Самолет уже набрал высоту в 970 метров.
Что делать? Под брюхом - 10-миллионный город, оба двигателя повреждены. Запаса высоты хватало всего на полторы минуты полета.
Решение было единственным - садиться в Гудзон, который, кстати, в несколько раз шире Невы и не имеет изгибов. Самолет приводнился успешно и поплыл между льдин. Все остались живы, хотя и получили ушибы и ссадины.
АЭРОПОРТЫ УЖАСОВ
Существуют в мире аэродромы, где посадка вызывает мурашки по коже даже у опытных пилотов. Самая опасная взлетно-посадочная полоса в мире расположена в аэропорту Паро в Бутане.
Аэропорт окружен пиками Гималаев, возвышающимися почти на 5 тыс. метров, и пройти сквозь них может только очень опытный пилот.
Не менее опасным считается Аэропорт имени Р. Рейгана (Вашингтон, округ Колумбия). Дело в том, что этот аэропорт расположен между двумя стратегическими объектами: Пентагоном и зданием штаб-квартиры ЦРУ. За пролет над любым из этих объектов, особенно после событий 11 сентября, могут запросто сбить. Поэтому пилоты проявляют чудеса ловкости: сразу после набора скорости они резко поворачивают штурвал влево, чтобы не оказаться над запретной территорией.
А вот в Шотландии на острове Барра самолеты садятся буквально в лужу. ВПП здешнего аэродрома расположена прямо в мелководной бухте. Причем приземляться там можно лишь во время отливов.
В Португалии же в аэропорту Мадейры взлетно-посадочная полоса находится на самом настоящем мосту.
ВОДИТЕЛЬ, ПРОПУСТИ САМОЛЕТ!
Порой даже наличие аэродрома и исправного самолета не гарантирует мягкой посадки. Дело в особенностях ВПП. Скажем, в Антарктиде самолеты садятся на ледяную полосу в прямом смысле этого слова.
В момент посадки пилоты искренне сожалеют, что для самолетов не изобрели коньки или лыжи, поскольку сажать многотонную машину на ледяной каток - задача не из легких.
Прямо противоположная проблема существует в Аэропорту Принцессы Юлианы на острове Св. Мартина. Это один их самых маленьких населенных островов в мире, пользующийся большой популярностью у туристов. Поскольку на острове нет места для полноценной взлетно-посадочной полосы, на посадку самолеты заходят непосредственно над пляжем, едва не задевая своими шасси купающихся в море людей.
Похожая проблема есть и на Гибралтаре, небольшом участке суши, принадлежащем Великобритании между Испанией и Марокко. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта протянулась от одного конца острова до другого. Во время посадки на главной улице города загорается красный свет светофора, а водители пропускают приземляющийся или взлетающий самолет.
В заключение «Мир новостей» присоединяется к рекомендациям экспертов: если есть возможность, то летайте самолетами крупных, имеющих давнюю и «непорочную» репутацию авиакомпаний. Мягкой посадки!
Дмитрий Соколов.
EAST/NEWS
REX/FOTODOM.RU