Это интересно
7751

На честном слове и на одном крыле

На честном слове и на одном крыле

Катастрофа Ту-154 возле Сочи на время заставила забыть тезис о том, что авиация считается самым безопасным в мире видом транспорта.

Тем не менее история знает немало примеров, когда неисправный самолет благополучно совершал посадку в абсолютно непригодных для этого условиях.

СТО БЕД – ОДИН ОТВЕТ

Один из самых нашумевших случаев, но со знаком плюс произошел - вот совпадение - тоже в 2016 году!

Напомним, 11 февраля только что ушедшего года у российского «Боинг-777» после вылета из аэропорта Пунта-Кана в Доминиканской Республике вышел из строя двигатель. По сообщениям информационных агентств, вслед за яркой вспышкой за бортом в салоне самолета появился дым, у пассажиров началась истерика.

Пятнадцатая минута полета, высота - 6 тыс. метров над землей. Экипаж, как мог, успокоил пассажиров, объяснив, что в другом двигателе тяга есть.

Тем временем из аварийной турбины выбивалось открытое пламя. Пилоты запросили аварийную посадку и сбросили 80 тонн керосина. Самолет сделал круг и благополучно приземлился, несмотря на тои что во время касания с землей у него загорелась передняя стойка шасси. Из 375 человек, находившихся на борту, никто не был даже травмирован!

Подобных случаев счастливой посадки с горящим двигателем немало. Например, в ноябре 2015-го французский «Боинг-777-200» удачно приземлился в Пулкове после отказа двигателя в небе. Но это относительно легкие случаи аварийной посадки, тогда как порой самолеты удачно приземлялись в реально критических условиях.

ПОВЕРХ ТЕКУЧИХ ВОД…

Кошмарный инцидент произошел 21 августа 1963 года. Пассажирский Ту-124 следовал из Таллина в Москву. Вскоре после взлета выяснилось, что переднюю опору шасси заклинило и убрать ее до конца не представляется возможным.

Тогда командиром корабля было принято решение: сажать самолет на брюхо в Пулкове (тогда аэродром назывался Шоссейная под Ленинградом).

К месту возможного ЧП стянулись экстренные службы. Самолет долго кружил в небе, вырабатывая топливо, чтобы избежать взрыва при посадке.

Неожиданно отказал левый двигатель. Борту в качестве исключения разрешили пролететь над городом. Но тут отказал и второй двигатель - как раз когда самолет планировал над самым центром Северной столицы. Не оставалось ничего другого, как садиться в Неву.

Посадка в районе Финляндского железнодорожного вокзала прошла удачно. Никто не пострадал. Лишь прохожие, гуляющие по набережной, были шокированы невиданным зрелищем.

Надо сказать, что посадка на воду в экстренных обстоятельствах не такое уж редкое явление. И далеко не всегда она заканчивается фатально, даже если под днищем самолета не водная гладь, а болото с лягушками.

В 1976 году Як-40 выполнял рейс Каунас - Киев. Все шло в штатном режиме, пока бортпроводник неловким движением не отключил реактивные двигатели самолета. Летчики приняли решение планировать на водную поверхность Днепра, но недотянули и сели в болото.

Жертв удалось избежать, после ремонта самолет еще не раз поднимался в небо.

Словом, авария на борту воздушного судна - еще не приговор. В 1971 году в пассажирском самолете, летевшем над территорией США, вырубилось электричество. Сели на поляну посреди леса.

Несколько дней пассажиры и члены экипажа ждали помощи при температуре воздуха минус 50 градусов Цельсия. И никто не погиб.

А вот случай из другой климатической зоны. В 1994 году в Западной Сахаре приземлился самолет, на борту которого было 19 человек. Отделались легкими ушибами.

ЛЕТЧИКИ-ГЕРОИ

Надо отдать должное летчикам, которые ежедневно перевозят, а точнее - переносят, людей из пункта А в пункт Б за считаные часы.

Аплодисменты, которыми их теперь часто награждает поднебесная публика, во многих случаях вполне заслуженны.

В 2010 году по маршруту Якутия - Москва следовал Ту-154Б. Через 3,5 часа полета на борту исчезло электропитание. Перестали работать приборы, в том числе топливный насос и механизм управления механизацией крыла. Запаса топлива хватило бы всего на 30 минут. Под днищем самолета - тайга. Но как только крылатая машина снизилась до 3 тыс. метров, пилоты заметили заброшенную бетонную полосу аэропорта Ижма длиной всего 1350 метров, в то время как для посадки самолета этого класса ВПП должна быть значительно больше.

И все же экипаж сумел посадить аварийный самолет на нестандартную взлетно-посадочную полосу. Никто не пострадал, пилотов наградили Звездами Героев РФ.

Много неприятностей пилотам доставляют птицы.

Классический в этом отношении случай произошел зимой 2009 года. Airbus А-320 со 150 пассажирами на борту взлетел из аэропорта Ла Гвардия (Нью-Йорк) и направился в Сиэтл. Но на пути оказалась стая птиц. Оба двигателя как обрезало. Самолет уже набрал высоту в 970 метров.

Что делать? Под брюхом - 10-миллионный город, оба двигателя повреждены. Запаса высоты хватало всего на полторы минуты полета.

Решение было единственным - садиться в Гудзон, который, кстати, в несколько раз шире Невы и не имеет изгибов. Самолет приводнился успешно и поплыл между льдин. Все остались живы, хотя и получили ушибы и ссадины.

АЭРОПОРТЫ УЖАСОВ

Существуют в мире аэродромы, где посадка вызывает мурашки по коже даже у опытных пилотов. Самая опасная взлетно-посадочная полоса в мире расположена в аэропорту Паро в Бутане.

 Аэропорт окружен пиками Гималаев, возвышающимися почти на 5 тыс. метров, и пройти сквозь них может только очень опытный пилот.

Не менее опасным считается Аэропорт имени Р. Рейгана (Вашингтон, округ Колумбия). Дело в том, что этот аэропорт расположен между двумя стратегическими объектами: Пентагоном и зданием штаб-квартиры ЦРУ. За пролет над любым из этих объектов, особенно после событий 11 сентября, могут запросто сбить. Поэтому пилоты проявляют чудеса ловкости: сразу после набора скорости они резко поворачивают штурвал влево, чтобы не оказаться над запретной территорией.

А вот в Шотландии на острове Барра самолеты садятся буквально в лужу. ВПП здешнего аэродрома расположена прямо в мелководной бухте. Причем приземляться там можно лишь во время отливов.

В Португалии же в аэропорту Мадейры взлетно-посадочная полоса находится на самом настоящем мосту.

ВОДИТЕЛЬ, ПРОПУСТИ САМОЛЕТ!

Порой даже наличие аэродрома и исправного самолета не гарантирует мягкой посадки. Дело в особенностях ВПП. Скажем, в Антарктиде самолеты садятся на ледяную полосу в прямом смысле этого слова.

В момент посадки пилоты искренне сожалеют, что для самолетов не изобрели коньки или лыжи, поскольку сажать многотонную машину на ледяной каток - задача не из легких.

Прямо противоположная проблема существует в Аэропорту Принцессы Юлианы на острове Св. Мартина. Это один их самых маленьких населенных островов в мире, пользующийся большой популярностью у туристов. Поскольку на острове нет места для полноценной взлетно-посадочной полосы, на посадку самолеты заходят непосредственно над пляжем, едва не задевая своими шасси купающихся в море людей.

Похожая проблема есть и на Гибралтаре, небольшом участке суши, принадлежащем Великобритании между Испанией и Марокко. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта протянулась от одного конца острова до другого. Во время посадки на главной улице города загорается красный свет светофора, а водители пропускают приземляющийся или взлетающий самолет.

В заключение «Мир новостей» присоединяется к рекомендациям экспертов: если есть возможность, то летайте самолетами крупных, имеющих давнюю и «непорочную» репутацию авиакомпаний. Мягкой посадки!

Дмитрий Соколов.

EAST/NEWS

REX/FOTODOM.RU

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (4)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru