44 года назад с 19 июля по 3 августа 1980 года в СССР прошли Олимпийские игры. Впервые в социалистической стране.
Многое известно о тех соревнованиях, гораздо меньше - о том, с какими проблемами столкнулись в те дни сотрудники КГБ. Рассказывает генерал-майор запаса ФСБ России Александр МИХАЙЛОВ.
ШПИОНОВ НЕ БЫЛО. КАК И БОМЖЕЙ
- Сразу было понятно: у контрразведки будут жаркие будни. Впрочем, по итогам никаких шпионов не поймали - был введен очень жесткий режим. И всем тем из поднадзорного контрразведке контингента, кто хотел приехать, просто не давали визу.
А бомжами и проститутками занималась милиция. Их временно отселили за 101-й километр. Но, как и куда их устроили, если честно, не интересовался. У всех были разные зоны ответственности, поэтому в «милицейскую кухню» не вникал. Да и у нас, в КГБ, у каждого управления были свои задачи, делиться ими с коллегами не принято.
Заслона на въезд в Москву не вводили. Но многие незаконопослушные, скажем так, элементы и сами сюда не совались, понимая, что в столице особый режим, милиции до черта и незачем лезть на рожон.
«КЛЕНЫ» И «ЯСЕНЬ»
- Я работал практически в двух штабах. Был руководителем группы по обеспечению безопасности культурной программы главного пресс-центра. И еще - в оперативной группе. У каждого сотрудника этой группы был свой позывной - «Клен» и номер (у меня был №7). У нашего начальника - «Ясень».
По мере сдачи сооружений (к Олимпиаде было построено и реконструировано более 70 объектов) мы стали определять уязвимые места… Тут же поняли: своими силами «закрыть» их невозможно. Привлекли сотни оперативников из других регионов. Так же работала и милиция… За два-три месяца до открытия Олимпиады все объекты были взяты под охрану и постоянное наблюдение.
Главная сложность состояла в том, что секретность была не только у нас. Так, главный режиссер Иосиф Туманов тщательнейшим образом оберегал детали будущего праздника. Даже от нас. Спортивную часть церемонии ставили режиссеры Борис Петров и Василий Губанов и тоже держали все в тайне. Постановкой спортивных танцев занимался Юрий Григорович. Это была элита мастеров постановки массовых зрелищ, в которых участвовали десятки тысяч человек.
Представьте только, одновременно на сцене могли находиться пять тысяч (!) человек, а вся прилегающая к арене территория была заполнена людьми, ждавшими своего выхода. 16 тысяч человек! Проблема была в том, что мы не могли работать, не зная реперных точек, мест размещения нарядов и т. д. Но авторитет режиссера был непререкаем, даже для ЦК КПСС. И тогда наш руководитель пригласил Иосифа Туманова на чай. Отказать генералу тот не мог. После чаепития они решили посмотреть все «по маршруту».
ФАКЕЛОНОСЦА ПОДНЯЛИ НА ЩИТ
- И вот мы идем за Тумановым, он рассказывает: «Факелоносец, легкоатлет Виктор Санеев, бежит из третьих ворот вдоль трибуны А, потом передает факел баскетболисту Сергею Белову, который поднимается к чаше огня…» Стоп. Там же сначала ров, потом металлический забор. Ладно, с этим просто разобраться - проложить мостик, срезать забор. Но дальше-то - 8 тысяч солдат, так называемый фон, которые делают живые картинки флажками. Сидят плечом к плечу. Что делать? Придумали: солдаты поднимают над головой белые щиты, по которым Белов поднимется к олимпийской чаше. И таких нюансов было не счесть.
По углам поля мы выставили четыре «группы коррекции», по 18 человек в каждой. Во всех подразделениях КГБ отбирали лучших, высоких, красивых. Одетые в белые олимпийские костюмы, они должны были блокировать самые безумные на первый взгляд обстоятельства - от броска гранаты до помощи, если вдруг кто-то потерял сознание или подвернул ногу. Эти ребята органично вписались в действо. После окончания праздника иностранцы кричали им: «Браво, полиция!»…
КАК МИШКА ЗАПЛАКАЛ
- Мало кто об этом знает, но улетать мишке разрешил лично секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Дело было так. Туманов рассказал свой замысел завотделом сектора пропаганды ЦК КПСС Марату Грамову. Тот наложил вето - медведи не летают. Пришлось идти напрямую к Суслову...
Конечно, все помнят, как у талисмана летних московских Игр - олимпийского мишки - на закрытии потекла слеза. Вышло случайно, а получилось гениально. Живые картины создавали 8000 солдат, синхронно манипулируя матерчатыми рамками. Это сложная технология. Картинка по цветам разбивалась на 8000 условных «пикселей», как бы сегодня сказали. Каждый солдат мог видеть «партитуру» с номерами цвета флажков, которые он должен поднять, - она значилась на спине у впереди сидящего солдата. В ногах у каждого стояла сумка с атрибутами. А команды, когда и что развернуть, они получали от режиссера через узконаправленные динамики...
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ОТ ГЕНЕРАЛА МИХАЙЛОВА
Метеорологи уверяли: дождь маловероятен. А на генеральной репетиции открытия пошел ливень. И «бумажные» костюмы, сшитые рижскими мастерами для массовки, потекли. За сутки нужно было одеть заново две с половиной тысячи человек. Справились еле-еле уже наши ателье.
По сценарию, церемония открытия начиналась с торжественного марша колесницы с Аполлоном. Перед ней девушки в туниках разбрасывают по дорожке лепестки цветов. Красиво и символично. Но лошади, а их было четыре в колеснице, любят в публичных местах нагадить… За подготовку олимпийских объектов отвечал Владимир Алешин, позже - гендиректор спорткомплекса «Олимпийский». Так он схватился за голову: что станет с рекортановой дорожкой после того, как по ней по кучам навоза пройдут сначала хостесы в русских сарафанах с табличками стран-участниц, а потом тысячи членов делегаций?! Решили посадить в ров девушек с совками для моментальной уборки последствий…
На стадионе было 60 рядов. И для проверки их на предмет безопасности перед открытием прибыли 60 кинологов с собаками. В те годы у милиции розыскных собак было мало (на Петровке - всего две), поэтому псов собирали со всей страны. Кинологи выстроились в шеренгу, и, двигаясь синхронно, каждый проверял свой ряд. А перед работой сидели с собаками в тенечке. Перед каждым псом обязательно стояла миска с водой. Если кинологи покупали мороженое, они брали себе и лохматому другу, кормили с руки. Это было очень трогательно.
Елена Скворцова.
Фото: LEGION-MEDIA