Это интересно
840

«Операция «Ы» и другие приключения газовика Гладкова

«Операция «Ы» и другие приключения газовика Гладкова

Ровно 40 лет назад, в 1978 году, руководство одного из северных управлений по строительству магистральных газопроводов поручило одному из своих работников, Василию Гладкову, провести спасательно-восстановительную операцию по эвакуации зарубежной техники, купленной на западе за валюту.

В ПЛЕНУ У ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Еще за год до описываемых событий СССР закупил в Канаде партию уникальных болотоходов, представляющих собой мощные тягачи-вездеходы на четырех гусеничных тележках высотой с двухэтажный дом и длиной полтора десятка метров.

Один из них получили газовики Надымского управления. А через некоторое время импортная машина не выдержала условий Крайнего Севера и завязла в болоте.

- Руководство вызвало меня и поручило достать тягач из болота и доставить его из-под Сургута в Надым, - вспоминает Василий Григорьевич. - А это 600 километров по бездорожью и непролазной снежной целине. Начальник управления, обладавший чувством юмора, сострил тогда, отправляя меня в дорогу: дескать, задание ваше будет называться «Операция «Ы».

Только когда я добрался до места, понял, во что ввязался: посреди тундрового болота возвышался огромный снежный холм. И хотя предупрежденный руководством начальник участка дал мне бригаду вахтовиков с оборудованием, мы добирались до тягача, разгребая снежные навалы, двое суток. А раскопав его, погрустнели: всеми четырьмя гусеницами он на полметра ушел в болото - так и вмерз в трясину. Освободить гусеницы ото льда не помогли ни ломы, ни отбойные молотки.

Вызволить тягач удалось лишь с помощью паросиловых установок. Однако железнодорожное начальство отказывалось перевозить такого монстра, пока я не обратился в Тюменский обком КПСС. Но на конечной станции нас ждал сюрприз - нужно было оплатить перевозку. Денег нет, и я решился угнать свой болотоход: уговорил за спасибо начальника автоколонны, который выделил автокран. Сгрузили мы тягач и уехали с водителем (начальство, конечно, потом оплатило перевозку).

«ДОРОГА ЖИЗНИ»

- А впереди была Обь, форсировать которую предполагалось своим ходом. Но была уже весна, все растаяло. Переправа через реку - глубокая колея с водой. Помните, как в фильмах про Дорогу жизни машины ехали по Ладожскому озеру в воде. Рискнул и я, правда, вода доходила почти до кабины, двери которой мы оставили открытыми, чтобы выпрыгнуть, если лед проломится. Еще на берегу мужчина с женщиной попросили меня переправить корову, и я разместил их в прицепе, который кто-то бросил на берегу. Так мы четыре километра по льду в воде и проехали. Уже был виден берег, когда тягач встал как вкопанный - полетел задний мост. И я отправился за помощью.

Выяснил, что в селе недалеко от берега разместилась бригада моих коллег. Услышав про мою беду, все тут же ринулись спасать тягач. Благо колхозники с коровой уже сами эвакуировались. А болотоход бульдозером вытащили на сушу. Самолетом я слетал в Тюмень и привез два редуктора для заднего моста.

В Надым шел газопровод, и мы ориентировались по нему. Врезалась в память страшная картина: на всем его протяжении рядом валялись разорванные трубы - искореженная лента трехметровой ширины, тянувшаяся на километры.

Вскоре налетел шквал ветра, и началась снежная буря. 14 часов продолжалась эта свистопляска. Все это время мы с водителем просидели в кабине, включая время от времени двигатель, чтобы не замерзнуть.

Вскоре мы все-таки добрались до Надыма. За «Операцию «Ы» мне начислили 23 500 рублей.

Виталий Карюков.

Фото из личного архива.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru