США вручили Вооруженным силам Украины кошмарное оружие, которое сводит с ума тех, кто из него стреляет. Речь идет о гаубицах М777. Но украинцев об этом не предупредили.
И ДЕВОЧКИ МЕРТВЫЕ В ГЛАЗАХ
Еще в ходе войны в Сирии американские артиллеристы, участвовавшие в боях с запрещенным в России «Исламским государством», столкнулись с потрясшими их жизнь неизлечимыми ментальными и физическими проблемами. The New York Times рассказывает об американском артиллеристе Хавьере Ортисе, который, вернувшись из Сирии, увидел на своей кухне призрак мертвой девочки. Она была бледна и покрыта белой пылью от взрыва, а ее глаза упирались в него тяжелым темным взглядом. Этот 21-летний морской пехотинец входил в артиллерийское подразделение, которое убило сотни вражеских боевиков. Он посчитал, что призрак девочки является местью погибших от его орудия. Ортис перешел в другую комнату, зажег свет, но призрак ребенка продолжал стоять перед ним.
Спустя несколько дней живший неподалеку 22-летний морпех Остин Пауэлл бросился стучать в дверь своего сослуживца-соседа, он плакал и лепетал: «Там что-то в моей комнате!» Сосед исследовал его жилье, но ничего странного не обнаружил. «Все в порядке, у меня тоже есть проблемы, - сказал он. - День назад наклонился завязать шнурки, и внезапно на меня обрушилась лавина эмоций, ощущение было таким сильным и странным, что даже не могу его описать. Нам с тобой нужно показаться доктору».
ЗАМУЧЕННЫЕ КОШМАРАМИ
Они все проходили службу в одном подразделении - батарее «Альфа» - и, возвращаясь домой, чувствовали себя проклятыми. Такое происходило и с бойцами из других подразделений морской пехоты и армейской артиллерии. The New York Times провела расследование, которое подтвердило, что множество артиллеристов вернулись домой другими людьми - замученными кошмарами, паническими атаками, галлюцинациями и депрессией.
Исследование на наличие у ветеранов посттравматического синдрома и травм мозга от вражеских взрывов не выявило никаких отклонений. Они находились на многие мили вдали от линии фронта, так как работали с дальнобойными пушками. Противник не мог добраться до них, и большинство никогда не попадали под обстрелы, не наблюдали за боями, не получали ранений. В течение двух месяцев они палили круглые сутки в любую погоду. Это сработало: позиции «Исламского государства» были уничтожены, сирийская Ракка обращена в страшные руины, и при этом цель армии США, сделавшей главную ставку на дистанционное уничтожение противника, была достигнута: с американской стороны практически не было жертв. Но это означало и другое: небольшому количеству военнослужащих пришлось выпустить десятки тысяч фугасных снарядов - гораздо больше выстрелов на члена экипажа, чем выпустила любая артиллерийская батарея США, по крайней мере, со времен войны во Вьетнаме.
ВИБРИРОВАЛИ КОСТИ
В военных инструкциях говорится, что стрельба из пушки безопасна для артиллеристов. Однако то, что случилось с расчетами, наводит на мысль, что эти рекомендации были неправильными. Пушечные залпы были достаточно сильными, чтобы отбросить 100-фунтовый снаряд на 15 миль, каждый вызывал ударную волну, которая прошлась по телам членов экипажа, от нее вибрировали кости, она поражала все органы, в том числе и самый уязвимый из них - мозг. А расчет «трех семерок» из 9 человек никак не защищен и оперирует на расстоянии всего лишь вытянутой руки от пушки.
Через год после того, как у бойцов начались проблемы, руководство Корпуса морской пехоты заказало исследование одного из наиболее пострадавших подразделений. Был сделан поразительный вывод: артиллерийские расчеты пострадали от собственного оружия. Опыт в Сирии показал, что стрельба большим количеством снарядов изо дня в день может вывести из строя экипажи «быстрее, чем для них можно подготовить боевую замену».
Несмотря на опасения, высказанные в отчете, похоже, никто не предупредил командиров, ответственных за орудийные расчеты. Сотни военнослужащих также остались в неведении.
Сходивших с ума артиллеристов лечили наносившими им еще больший вред психотропными препаратами. Напрасно The New York Times ждала комментариев командования морской пехоты по поводу тяжелого состояния пострадавших, им так никто и не помог. Ученые предостерегают, что мозг артиллеристов получает урон, который можно обнаружить, увы, только после их смерти.
УГРОЗА МОЗГУ
Некоторое представление об этом удалось получить при проведении опытов с мышами. Грызунов поместили в нескольких футах от куска взрывчатого вещества С4, мощность которого была чуть выше официального уровня безопасности военных. При вскрытии у них нашли сильнейшее поражение мозга. Миелиновые оболочки, жизненно важные для изоляции биологических проводников мозга, висели клочьями. В ключевых частях мозга, которые контролируют эмоции и исполнительные функции, погибло большое количество митохондрий - крошечных электростанций, обеспечивающих энергией каждую клетку. «Ущерб был очень масштабным, - заявил доктор Цзезонг Гу, руководивший исследованием. - И это произошло только от одного взрыва».
В лаборатории доктора Гэри Камимори, исследовавшего образцы, взятые у сотен погибших ветеранов, обнаружили последовательный рисунок микроскопических рубцов в их головном мозге. «Факты свидетельствуют о том, что хотя отдельные взрывы, проходившие через ткани мозга, могут не вызывать явных повреждений, но повторное воздействие, по-видимому, вызывает образование рубцов, которые в конечном итоге могут привести к нарушению нейронных связей», - считает Г. Камимори.
«Существует абсолютно четкое понимание того, что это можно рассматривать как угрозу здоровью мозга», - утверждает Кэти Ли, директор по работе с пострадавшими Управления здравоохранения Министерства обороны.
И вот сейчас такие орудия США активно поставляют на Украину. Нет сомнений, что бойцам Незалежной придется также бороться с головными болями, депрессией и психическими расстройствами.
Николай Иванов.
Фото: WIKIPEDIA