Сегодня 23 сентября 2018 г., воскресенье, 16:16USD 66.24 -0.2228EUR 78.07 +0.3224
Внешняя политика

Трансиранский канал – головная боль Запада

12 июня 2018
hits 1164

Цветная революция в Армении, выход США из ядерной сделки с Ираном, сообщение ряда СМИ об открытии казахстанских портов для кораблей ВМС США - все эти события только на первый взгляд кажутся никак не связанными.

На самом деле это звенья одной цепи, направленные на дестабилизацию Каспийского региона, а в конечном итоге на срыв глобального российско-иранского проекта - строительства Трансиранского канала.

А ведь Россия и Иран, объединяющие стратегические усилия в условиях давящих на них санкций, сегодня вынуждены активно отстаивать свои экономические и политические интересы в регионе. Это надо хорошо понимать!

ПЕЧАЛЬНЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ

Еще в XIX веке интерес к трансиранскому маршруту принял конкретные очертания. А проведенные масштабные изыскательские работы подтвердили возможность практической реализации 700-километрового судоходного пути из Каспийского моря в Индийский океан.

Сама идея оказалась настолько притягательной, что не была забыта, и к ней возвращаются при первой же возможности. В ноябре 1943 года на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви теперь уже СССР и Иран в очередной раз предметно обсуждают реализацию этого обоюдовыгодного и перспективного проекта.

Послевоенное восстановление страны не позволяет выделить огромные средства на глобальную стройку. Только в 60-х годах СССР заново берется за реализацию Трансиранского канала. Но под давлением США, обладавших наибольшим влиянием в Иране в тот период, этот план был сорван.

Взяться за расконсервирование проекта решили после распада СССР, точнее в 1996 году. Министерство дорог и транспорта Ирана направляет в Россию делегации, дабы обсудить инвестиционные и технологические моменты, связанные с постройкой судоходного пути.

Мало-помалу обе стороны находят общий знаменатель. И вот, казалось бы, канал должен уже начать строиться. Но тут США прямо заявляют о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Наступает 1997 год, и Запад задавливает Иран антииранскими санкциями. И даже неудивительно, что под прозападные запреты попадает и российско-иранский проект. Кто бы сомневался!

Несмотря на это, Иран с одобрения России приступает к конкретным шагам по подготовке строительства, направляя в нашу страну делегации, которые изучают наш опыт в области строительства гидросооружений: регулярно посещаются Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы; ведутся предварительные переговоры о привлечении инвестиций и технологий для сооружения трансиранского водного пути. И в 1998 году правительство Исламской Республики официально одобряет технико-экономическое обоснование строительства Трансиранского канала. И, если бы не многолетние антииранские санкции, вполне возможно, что строительство не только началось бы, но уже и завершилось бы.

ОГРОМНАЯ ВЫГОДА ЖДЕТ РОССИЮ

Общая протяженность этого судоходного пути составит около 700 километров, но прокапывать придется немногим более 250 км. Требуемые инвестиции в ценах 2012-2013 гг. составляют минимум 10-15 млрд долларов, а планируемая прибыль - около 3 млрд в год. То есть полная окупаемость проекта наступит, по иранским оценкам, на пятый год со времени ввода артерии в эксплуатацию.

Этот канал будет очень выгоден Индии и Китаю, странам Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Тихо­океанского бассейна. Безусловно, основные выгоды от запуска канала получат Иран и Россия. Судоходный путь будет только российско-иранским и ничьим больше, а потому не будет никакой зависимости от изменчивой политики какой-либо из третьих стран.

В России строительство канала принесет транзитные доходы до 1,7 млрд долларов уже на четвертый год эксплуатации, даст толчок к развитию дотационному Дагестану. Географическое положение и транспортные возможности сделают республику одной из основных точек пересечения нового пути транспортировки грузов. А наличие в Дагестане заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в республике крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе и для обеспечения трансиранского маршрута.

НЕДОВОЛЬНЫЕ ПРИТИХНУТ

Недовольных и обиженных при таком развитии событий будет предостаточно. Прежде всего с чисто финансовой точки зрения пострадают Египет (от снижения доходов от прохода судов по Суэцкому каналу) и Турция (от потери большей части доходов от транзита через черноморские проливы).

Но больнее всего Трансиранский канал ударит по США, международное влияние которых во многом строится на контроле основных торговых путей, - это ограничит их возможности за контролем над торговлей в регионе.

Не меньше пострадает и Британия, контролирующая за счет страховых услуг морские перевозки через Суэцкий канал. Учитывая, сколько плюсов от реализации будут иметь российская и иранская экономики, прозападные страны вряд ли захотят дать жизнь столь перспективному проекту.

Надо полагать, что скоро западные СМИ начнут трубить о непоправимом вреде экологии от строительства канала, о возможной гибели редких пустынных пауков или еще кого-то, о коммерческой нецелесообразности канала и его убыточности и, наконец, о страданиях иранских крестьян, которые из-за канала не смогут гонять скот, куда захотят.

А для начала различные диванные эксперты заявляют о невозможности строительства канала из-за его дороговизны. Якобы ни Россия, ни Иран не смогут вложить такие огромные средства в строительство канала. Что-то подобное мы уже слышали до начала и в период строительства Крымского моста. Однако мост уже стоит. А потому следует поверить и в реальность строительства этой жизненно необходимой водной артерии. Тем более что на сегодняшний день свое желание участвовать в инвестировании проекта высказывают такие государства, как Китай, Индия, Пакистан, Япония, Швеция, Норвегия, и ряд других. Вполне достойный ответ скептикам, которым в итоге придется примолкнуть.

ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР «СЕВЕР - ЮГ»

А пока суть да дело, Россия, Иран, Индия, Азербайджан полным ходом ведут работы по созданию Международного транспортного коридора (МТК) «Север - Юг». Он соединит порт Санкт-Петербурга с иранскими портами Бендер-Аббас и Чахбехар в Оманском заливе, через который морская ветка дотягивается до индийского порта Мумбаи.

В настоящее время в рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана ведется работа по формированию маршрута Индия - Иран - Азербайджан - Россия, по которому на регулярной основе планируется организация перевозок грузов в контейнерах. Основными преимуществами МТК «Север - Юг» считаются сокращение в два и более раз расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.

Недавно иранский министр Махмуд Ваези заявил, что Иран и РФ намерены увеличить финансирование совместных проектов в среднесрочной перспективе до 35-40 млрд долларов.

В перспективе Трансиранский канал, дополненный авто- и железнодорожной сетью транспортного коридора «Север - Юг», обеспечит быстроту и многовариантность логистических путей доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. А с точки зрения геополитики Россия и Иран докажут, что их интересы в приоритете и никакие санкции Запада им не помеха.

Алексей Максимов.

FOTOLIA

Просмотров: 1164
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Россиян травят картофелем с кадмием
Всероссийский союз потребителей «Росконтроль» при участии специалистов Россельхознадзора провел исследование развесного картофеля из пяти крупных торговых сетей.
19 сентября 2018
Найден простой способ понизить давление без таблеток
Исследование американских специалистов из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл показало, что если всего лишь в течение 16 недель вести более здоровый образ жизни, можно намного уменьшить потребность в препаратах, понижающих кровяное давление.
16 сентября 2018
Петербургская учительница пожалела, что назвала учеников «тупыми бедняками»
Правоохранительные органы Северной столицы начали проверку в отношении учителя школы № 695. Ранее педагог стала звездой социальных сетей из-за своих довольно специфических способов навести порядок в классе.
17 сентября 2018
Богатая палитра фестиваля «Амурская осень»
В Благовещенске в рамках проводимого 16-го российского фестиваля театра и кино «Амурская осень» в областном краеведческом музее прошло открытие сразу трех выставок. Выставки открыл президент и генеральный продюсер фестиваля Сергей Новожилов.
19 сентября 2018
Названо имя первого космического туриста
Японский миллиардер и ценитель искусства Юсаку Маэдзава станет первым космическим туристом в истории. Именно он совершит полёт к Луне на Big Falcon Rocket (BFR) компании SpaceX.
18 сентября 2018
Муж после скандала с женой выкопал ей могилу и заказал памятник
Жительница города Юрга Кемеровской области через суд добилась выплаты компенсации от собственного мужа. Женщину возмутило, что после ссоры её супруг выкопал могилу и заказал ей памятник.
19 сентября 2018
Загрузка...