Еще полвека назад Венесуэла была богатейшей страной Южной Америки. Что же случилось, почему народ этой страны сегодня восстал?

В двух словах: миллионы людей сбежали из страны от голода и репрессий, а те, кто остался, измучены нищетой и неудачными социальными экспериментами времен президентов Уго Чавеса и Мадуро.
Парадокс, но именно нефтяное богатство, которым распорядились крайне неудачно, и сослужило стране плохую службу. Инженеры, врачи, банкиры, предприниматели во время бурного роста нефтянки середины XX века оказались «завозными». Так сказать, элита приехала в Венесуэлу в обмен на нефтяные сверхдоходы.
Они жили припеваючи, но популярный в народе «чавизм-мадуризм» активно повел перераспределение доходов от белой элиты в сторону местных жителей: индейцев, креолов, мулатов.
Уго Чавес, по идее, все делал правильно и справедливо, по-социалистически: он увеличил доступ простого местного народа к образованию, здравоохранению, чистой воде, социальной помощи. Так было лет 10-12 начиная с 2000 года...
Чтобы хорошо кормить армию и народ, «чависты» совершили несколько ошибок:
- выгнали иностранцев. Но им пришлось заплатить компенсацию, которая дополнительно легла на внешний долг, иначе у Венесуэлы перестали бы покупать нефть;
- разграбили/национализировали крупный бизнес;
- разграбили средний бизнес и даже мелкие лавки.
Продовольствие и даже туалетная бумага стали предметом «добычи», страна опуталась сетью диких очередей, как во времена позднего СССР. Армия стала распределять дефицитные продукты. Вода и электричество в лучшем случае даются по два часа в день, лекарств нет. У Николаса Мадуро просто кончились деньги, и началась гиперинфляция, когда печатный станок финансы никак не спасает.
Что касается политики, то многие эксперты говорят: мол, Мадуро «только машет флагами перед телекамерами», а в реальности страной руководит некий Диосдадо Кабельо. Этот человек находится под американскими санкциями как организатор наркоторговли, у него арестовано активов на 800 млн долларов.
Так что, пока народ голодает, в стране расцвели наркотрафик, контрабанда и черный рынок. Продажи, добыча и цена нефти падают, а больше ничего в стране нет. Народ вышел на улицы. Эксперты сходятся во мнении, что предполагаемая окончательная победа оппозиции не позволит сформировать устойчивое эффективное правительство и Венесуэлу ждет много потрясений.
Николай Иванов.
Фото: ZUMA/ТАСС