События в мире. Новости политики
2695 | 0

Украина, Молдова и Грузия подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом

Украина, Молдова и Грузия подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На днях Украина, Молдова и Грузия подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Сегодня в подобных отношениях с ЕС состоят 29 государств. Но, пожалуй, впервые вокруг этого решения кипели такие страсти.

Интеграционному браку на сей раз предшествовал громкий развод - с Россией. Москва, пытающаяся собрать осколки бывшего СССР в евразийский аналог ЕС, не устает напоминать, что вероломные братья горько пожалеют о своем европейском выборе. У братьев, естественно, другое мнение на этот счет.

АПОКАЛИПСИС ЗАВТРА

Особенно бурным получилось выяснение отношений между Россией и Украиной. О том, чем грозит незалежной «измена» с Европой, Владимир Путин четко заявил еще год назад: «Мы предупреждаем. Мы говорим - это ваш выбор, мы все понимаем, но имейте в виду, мы вынуждены будем защищать свой рынок, вводить инструменты защиты».

ДЛЯ СПРАВКИ: ассоциация с ЕС означает создание зоны свободной торговли, то есть взаимное обнуление или значительное снижение таможенных тарифов. В то же время Украина, как и Молдова, входит в зону свободной торговли, учрежденной странами СНГ. Грузия вышла из Содружества, но сохранила свое участие во многих торгово-экономических договоренностях. По мнению российских властей, одновременное присутствие этих стран в обеих зонах исключено.

Советник президента Сергей Глазьев и вовсе пообещал Киеву «экономическую катастрофу». Полгода назад Глазьев оценивал годовые потери Украины от ассоциации с ЕС в 4-5 млрд долл.: 2 миллиарда - из-за вытеснения украинских товаров импортными европейскими; 2-3 - за счет появления таможенных барьеров на границе с Таможенным союзом.

Сегодня глазьевский прогноз еще более мрачен: «Для Украины подписание этого соглашения является экономическим самоубийством». Ближайшие последствия: резкая девальвация гривны, всплеск инфляции, переходящей в гиперинфляцию, в итоге - «многократное падение уровня жизни населения». Цифры общих украинских потерь советник президента обновлять, впрочем, не стал.

Эксперты Комитета гражданских инициатив, возглавляемого экс-министром финансов Алексеем Кудриным, избегают эмоциональных определений. Однако их оценка ежегодного ущерба, который может понести Украина «в случае реализации шокового сценария развития отношений с Россией и Таможенным союзом», на порядок выше глазьевской: 33 млрд долл., или 18% прошлогоднего ВВП.

Суммарная величина потерь для Украины за четыре предстоящих года (2015-2016 гг. - шоковый сценарий в полном объеме, 2017-2018 гг. - постепенный выход из шока) достигнет 100 млрд долл. Экономический ущерб для Грузии эксперты оценивать не взялись: уровень интеграции с Россией у нее и без того незначительный. Но вот Молдавии не выйти сухой из воды: ежегодные потери страны составят 1,5-1,6 млрд в год, или 20% прошлогоднего объема ее ВВП.

БОЕВОЕ БРАТСТВО

Доводы оппонентов, однако, тоже вполне убедительны. Сторонники евроинтеграции обращают внимание на то, что структура внешней торговли новых ассоциированных членов ЕС претерпела в последние годы серьезные изменения.

На сегодняшний день торговым партнером №1 для всех трех стран является Евросоюз. Соответственно перспектива падения таможенных барьеров на западной границе перевешивает угрозу их воздвижения на восточной.

«Да, действительно, в условиях старого времени мы могли попасть в серьезнейшую зону риска, - считает директор Центра мировой экономики и международных отношений Академии наук Украины Олег Устенко. - Но сейчас эти так называемые нетарифные ограничения для наших экспортеров РФ и так уже ввела, а объем нашего экспорта в РФ уменьшился больше чем на 30% за первый квартал. То, что казалось страшным ударом раньше, уже все равно реализовалось».

Схожей точки зрения придерживается известный российский экономист Вячеслав Иноземцев. Он обращает внимание на то, что, выйдя из зоны свободной торговли с РФ, Украина не перестанет быть членом ВТО. И, стало быть, таможенные санкции, которые Россия сможет применить по отношению к украинским товарам, будут ограничены правилами этой организации. В худшем случае, прогнозирует Иноземцев, украинские потери составят 0,8-1,1 млрд долл., что «некритично».

«Украина выиграет больше, чем потеряет», - уверен эксперт. От одного лишь падения таможенных барьеров на границе с Евросоюзом Украина получит, по его оценке, дополнительно до 1,2 млрд долл. в год. И на порядок больше - от институциональных реформ и улучшения инвестиционного климата.

Словом, по поводу того, что ждет новоиспеченных «европейцев», тут существуют разные, подчас диаметрально противоположные точки зрения. Но вот последствия для России оцениваются всеми участниками дискуссии однозначно негативно. Это признал недавно и российский МИД: «Заключение соглашения об ассоциации... способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями».

Успокаивает здесь лишь слово «способно». Определенную надежду на компромисс дает и достигнутая в верхах договоренность: соглашение с ЕС будет ратифицировано украинским парламентом только после консультаций с Россией. Значит, еще не все потеряно для братских отношений?

Андрей Владимиров

Фото ИТАР-ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.