События в мире. Новости политики
4161 | 0

Транссиб хоронить рано

Транссиб хоронить рано
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Китай запустил проект доставки грузов из Азии в Европу в обход России. Это сделано в рамках международной программы «Шелковый путь»*, для финансирования которой Пекин выделил $40 млрд.

Первый железнодорожный состав из Китая 13 декабря прибыл в Тбилиси.

Маршрут китайского контейнеровоза был такой: из города Ляньюньган грузы проследовали в Казахстан, затем морской паром доставил их в Азербайджан, оттуда по железной дороге они попали в Грузию. На завершающем этапе пути из грузинского порта Поти грузы транспортируются при помощи переправы по Черному морю в Стамбул. После того как будет построена железнодорожная магистраль Баку - Тбилиси - Карс (в Восточной Турции), прибывшие в Азербайджан из Казахстана грузы будут перевозиться по этому железнодорожному маршруту, минуя морской путь из Поти в Стамбул.

Для устройства и дальнейшей эксплуатации маршрута в обход России был создан совместный логистический консорциум, учредителями которого выступили представители Азербайджана, Грузии, Казахстана, Китая и Турции. Старт же проекту дала концепция «экономического пояса «Шелкового пути», сформулированная председателем КНР Си Цзиньпином пару лет назад.

Власти КНР подчеркивают, что проект подразумевает исключительно экономическую кооперацию и не имеет политических целей. Разумеется, это не так или не совсем так. Все активнее втягивая Казахстан в свою орбиту, Пекин подрывает самые основы интеграционного проекта под названием Евразийский экономический союз, которым так гордится российский президент.

Одновременно Китай перехватывает у России инициативу как в Центральной Азии, так и на Кавказе. После распада СССР Москва все время пытается вернуть Кавказ, в частности Грузию, в зону своего влияния. А тут вдруг в регионе появляется новый мощный игрок, Россия поневоле отходит на второй план.

На самом деле политики в проекте «Шелковый путь» ничуть не меньше, чем экономики. Тем более если учесть, что железнодорожное сообщение по этому маршруту, по словам экспертов, нерентабельно и уступает морским перевозкам. Как отмечает The Wall Street Journal, железная дорога никогда не заменит морские перевозки. Составом можно перевозить максимум несколько сотен контейнеров, морские контейнеровозы могут принять до 20 тыс. контейнеров.

Тот факт, что грузы из Китая в страны Евросоюза пошли в обход России, некоторые эксперты назвали катастрофой для Транссиба. Однако даже если у «Шелкового пути» все пойдет как по маслу, по нему в 2016 г. будет перевезено всего несколько тысяч контейнеров - в 100 раз меньше, чем по Транссибу.

Прибывший из Китая в Тбилиси поезд грузинский премьер-министр назвал «историческим событием». Однако для него смогли набрать всего 21 контейнер. Сравнение этого 21-вагонного поезда с четырьмя перегрузами с транссибирским трафиком контейнеров по России окажется не в пользу первого. Транзитные контейнерные перевозки по Транссибу в сообщении с КНР за девять месяцев этого года выросли на 89%, составив 66 тыс. TEU (при контейнерных перевозках грузооборот измеряется не в тоннах, а в TEU; 1 TEU - груз, который умещается в стандартном контейнере: 6,1 х 2,44 х 2,59 м (длина х ширина х высота)).

При этом стандартный контейнерный поезд на Транссибе в три-четыре раза больше того, что с такой помпой встречали в Тбилиси, - в среднем 70-80 вагонов-контейнеров. Так что слухи о смерти Транссиба сильно преувеличены. 

Игорь Минаев

Фото EASTNEWS, А. Хорошевский

 

*В течение веков Шелковый путь был самым важным сухопутным маршрутом, связывавшим Европу с Азией.

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.