Барак Обама внес в конгресс решение об исключении Кубы из списка государств-пособников терроризма по версии США.
Если конгрессмены утвердят вердикт, Белому дому останется снять с Кубы экономическую блокаду, введенную в 1960 г. Тогда уже ничто не помешает двум странам восстановить дипломатические отношения, разорванные в 1961 г. Потепление в американо-кубинских отношениях наметилось на недавнем саммите стран Карибского бассейна (его еще называют Саммит Америк). Центральным событием саммита стала встреча лидеров Кубы и США, первая за последние полвека. Официальный представитель Госдепартамента Джефф Ратке заявил, что после объявленного на высшем уровне сближения Гаваны с Вашингтоном кубинские власти должны принять самостоятельное решение, стоит им или нет отказываться от тесных связей с Москвой. А так ли уж тесны сегодня эти связи?
«Мы, бросив все, ушли с острова Свободы, потому что решили, что дружба с американцами важнее, чем с кубинцами, - говорит президент Международного центра геополитического анализа генерал-полковник Леонид Ивашов. - Мы не работаем с Кубой четко и программно. Надо не просто встречаться с лидерами Кубы, а предлагать стратегическую линию на будущее, чтобы кубинцы были в нас уверены. Сегодня они теряют эту веру».
Вашингтон идет также на сближение с Венесуэлой. На Саммите Америк Обама встретился с венесуэльским лидером Николасом Мадуро, выразившим надежду, что результаты саммита смогут «открыть двери для уважительного диалога с США». Как бы этот диалог не вышел боком России, у которой всегда были с Венесуэлой прекрасные отношения.
«Получив пинок от США, мы снова пытаемся дружить с Кубой и другими странами Латинской Америки, о чем свидетельствует визит Сергея Шойгу в начале этого года на Кубу, в Никарагуа и Венесуэлу, - говорит Леонид Ивашов. - Взять тот же проект по строительству второго межокеанского канала, конкурента Панамского, который пройдет через территорию Никарагуа. Финансировать и рыть его будут китайцы, а наша функция - обеспечить военную безопасность строительства. Это значит, что мы будем там иметь группировку сухопутных войск, а также корабельную - с крылатыми ракетами. Это даст возможность находиться под боком у США, ведь с точки зрения военно-политической безопасности этот регион незаменим для нас. Присутствие нашей, пусть даже небольшой, ударной группировки на латиноамериканском континенте даст возможность реализовать положение нашей военной доктрины о неядерном факторе сдерживания».
Игорь Анин, Елена Хакимова
Фото SIPA FOTODOM