То, что Крым стал Россией, выглядит как волшебство - так быстро и празднично это произошло. Однако вслед за праздниками всегда наступают будни и трудности. В сложный для крымчан период перехода к новой жизни с ними рядом побывали корреспонденты «МН». Отличительная деталь Крыма сегодня - огромные очереди. По ним можно легко определить местонахождение паспортных столов. Крымчане меняют свои синие украинские паспорта на красные российские. За мечту приходится побороться.
ЗА РОДИНУ - ПОСТОИМ!
К паспортному столу севастопольского района Летчики подходим к семи утра, а тут уже ажиотаж и столпотворение - мы 99-е.
- Я пятидесятая, хоть пришла в шесть утра: занимать начинают с пяти, несмотря на то что стол откроется в девять. Одно хорошо: сегодня часам к трем сдамся, - жонглирует цифрами женщина средних лет. - Сейчас главное - «нашествие орды» выдержать.
О какой «орде» она говорит, вскоре становится понятно. Через полчаса к паспортному столу прибывает делегация, возглавляемая мужчиной с рваным тетрадным листком. Это те, кто не попал на прием вчера, хотя отстояли в очереди весь день. Паспортные столы работают до 20, но все равно всех принять не успевают.
- А это что, по-вашему? Бумажка? - гневно потрясает видавшим виды тетрадным листком мужчина. И делает парадоксальный вывод: - Это не бумажка, а список!
Аргумент, однако, не действует. «Наших», занявших очередь сегодня, больше. И обиженная «орда» удаляется, обещая вернуться уже в четыре утра.
Очередь - многоголосая змея. Успокоившись, начинает шипеть беседами.
- Работающие говорят, что им паспорта нужнее. А у меня пенсия, - объясняет одна бабулечка. - Путин обещал повысить. А паспорт российский не получишь - не повысит.
- Не бойся, - утешает ее приятельница. - Я на днях получила. Дали в рублях, хоть паспорт тот еще. Правда, тоже в очереди стоять пришлось. Теперь пенсию домой приносить не будут, надо за ней на почту ходить, а там очереди не меньше этой.
- Очереди везде, - резюмирует пожилой дядечка с седыми усами, судя по выправке - военный, а по улыбке - оптимист. - И тут, и на почте, и в фотографии. А в аптеках? Поставок-то пока нет. А в банках какие стоят... Но разве для русского человека это проблема? Две войны отстояли, а очереди не отстоим, что ли? Отстоим! За Россию можно.
РАЗБИТЫЕ БАНКИ
Если паспорта - самое вожделенное, что крымчане пытаются получить, то гривны - то, от чего все мечтают избавиться. Несмотря на то что хождение украинской валюты российское правительство пообещало обеспечить до 2015 года, с ее сбытом уже возникла паника, рождающая трагикомичные ситуации в магазинах. Свидетелями такой оказываемся в первом же гастрономе, куда зашли. Не успели мы подивиться двойным ценникам, дублирующим стоимость товара в рублях и в гривнах, разразился скандал. Все из-за того, что бабуля, закупившаяся на неделю, расплатилась на кассе за весь этот провиант горой мелочи.
- Я уже не могу! Уйду с работы! Я что, Кащей, над златом чахнуть?! - плачет кассирша. - Сразу после референдума началось: понесли украинскую мелочь. Раньше не допросишься, а теперь... Как вижу бабушку - боюсь. Они же поразбивали все свои кубышки, копилки, банки, куда эту мелочь собирали, и все прут сюда. Эти горы у меня уже в кассовый аппарат не помещаются! А сдачу попытаешься мелочью дать - скандал.
Однако куда страшнее - поразбивались вовсе не стеклянные банки, в которых бабушки традиционно любят хранить мелочь, а крупные игроки украинского финансового рынка, которым еще вчера крымчане несли свои сбережения.
- Самым крупным в Украине всегда был ПриватБанк. У большинства крымчан там зарплатные карты, социальные выплаты, депозиты, кредиты. И вот представьте: в один день недели две назад все его отделения закрылись, а банкоматы перестали работать. Я с зарплатной карточки так и не успела снять последние 400 гривен. А остальное снимала, каждый день бегая по городу в поисках любого, хоть какого-нибудь банкомата с деньгами и простаивая в очереди, - рассказала нам преподаватель одного из севастопольских вузов Лилия Дмитриевна. - И все в городе также бегали. Но если с Приватом хоть что-то прояснилось, то с другими банками - полная неразбериха. Многие просто заблокировали вклады. Другие стали выдавать в одни руки только фиксированную сумму в день. Так что мой папа, у которого был вклад на черный день в Укрсоцбанке, теперь ходит в него ежедневно. В день после отсидки в огромной очереди выдают только 2 тысячи гривен, а у него там 20 тысяч. Чтобы их забрать, придется ходить в банк как на работу, две рабочих недели...
ГРАНИЦЫ РАЗУМНОГО
Дабы спасти накопления, некоторые крымчане идут и на настоящий экстрим: едут в Россию, чтобы обналичить средства с банковских карт в российских банкоматах. Особо же экстремальной эта процедура стала с тех пор, как украинское правительство перекрыло границу между Крымом и Украиной. А ведь, чтобы попасть на территорию России, эту границу приходится пересекать: все поезда, как и прежде, идут через Харьков.
- Я несколько лет собирала деньги на покупку квартиры, хранила их на карте. А тут разразилось все это. Что делать? - рассказывает жительница поселка Кача под Севастополем, военнослужащая Российской армии Виктория. - Ну помолились мы всей семьей и отправили папу в Белгород - обналичивать их в российском банкомате соответственно в рублях.
Папе Виктории повезло. И до Белгорода, и обратно съездил он благополучно - и деньги спас, и даже стал местной знаменитостью в поселке. Теперь все просят его рассказать об этом путешествии.
- Пять раз в вагон украинские пограничники заходили, - охотно делится впечатлениями военный пенсионер. - Ну а в Харькове просто допрос устроили: зачем едете? К кому? На сколько?
Деньги свои семья качинских военнослужащих спасла. А вот мечту о квартире - нет. Еще одно следствие референдума: стремительный рост цен на крымскую недвижимость, которая, говорят, за последние две недели подорожала уже на двадцать пять процентов. И местные риелторы уверены, что это только начало.
«МУМУ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Не надо, однако, думать, что все жители Крыма озабочены лишь своими меркантильными интересами. Ведь многие из них ожидают роста не только цен на свои квартиры, но и... уровня духовности.
- Наконец-то! Наконец-то можно будет нормально преподавать русскую литературу! - ликует учительница русского языка и литературы из Красноперекопска Марина Александровна. - Вы можете не верить, но мы, учителя словесности, наверное, больше всех рады вхождению Крыма в Россию, и именно по этой причине.
Учителей можно понять. За последние годы русской литературы в школьной программе почти не стало. Ее преподавали в виде интегрированного курса в качестве одной трети от мировой литературы.
- Мы просто плакали каждый раз, когда приходили новые указания от минобразования Украины, - возмущается Марина Александровна. - Сначала они «добили» Тургенева, вообще убрав из школьной программы «Муму». Потом вынесли во внеклассное чтение всего Лермонтова. А потом изучение «Евгения Онегина» сократили до одного урока! Это, простите, как?! А два урока на весь Серебряный век - Блока, Цветаеву, Ахматову, Мандельштама, Гумилева и еще десяток имен - это разве нормально?! А вместо этого мы, проскакав буквально галопом по Толстому и Достоевскому, в ходе школьной программы должны были преподавать такие «шедевры» мировой литературы, как «Гарри Поттер» и «Алхимик» Пауло Коэльо. Не может не радовать и то, что в наши школы вернется нормальный курс истории и лично мне больше не придется объяснять детям, кто такие Кутузов и Ленин, чем отличаются белые от красных и что такое Первая мировая война.
А повышать уровень духовности ой как уже пора. И об этом еще раз напомнило происходящее стремительное «обрусение» Крыма. Недаром именно здесь и сейчас родилась пословица «Хочешь поругаться с другом - поговори с ним о Крыме». Такое количество споров-раздоров, как сейчас, полуостров не потрясало со времен той самой Первой мировой, о которой не совсем в курсе нынешние крымские школьники. Ведь ни для кого в Крыму не секрет, что, пока учителя с радостью готовятся переаттестовываться на российскую программу, ученики - дети русских и украинских военных, до сих пор сидящие за одной партой, - устраивают друг другу травлю по поводу «отцов-предателей». Пока россияне подыскивают варианты вложения денег в крымскую недвижимость, убежденные украинцы, прожившие всю жизнь в Крыму, выставляют на продажу свои квартиры, собираясь на ПМЖ в Винницу или во Львов. Пока одни с вожделением ждут красных паспортов, другие с тоской смотрят на свои синие, понимая, что теперь придется выбирать между родной страной и родным домом. И все это, а вовсе не очереди и даже не большой бардак, всегда свойственный переездам, наверное, и есть самые тяжкие трудности перехода...
Марина Алексеева
Фото РИА «НОВОСТИ»