На прошлой неделе нижняя палата парламента приняла в третьем, заключительном чтении новую редакцию закона «О выборах депутатов Государственной думы», восстанавливающую смешанную систему ее избрания.
Теперь, как и до 2003 года, половина из 450 депутатов будет избираться по партийным спискам, а другая - по одномандатным округам. На выборах же в Московскую городскую думу, которые пройдут нынешней осенью, партийных списков вообще не будет. Таким образом, новые правила практически полностью воспроизводят смешанную систему, по которой избиралась Госдума первых четырех созывов. Смешанными будут уже ближайшие парламентские выборы, которые состоятся в 2016 г. Половину кресел по-прежнему поделят партийцы, еще 225 мест - депутаты, каждый из которых должен победить в одномандатном (мажоритарном) округе. В мажоритарном округе (территория страны будет нарезана на 225 округов) могут выдвигаться независимые самовыдвиженцы и партийцы. Закон также снизил для партий проходной барьер - с 7 до 5%. Новым партиям для участия в выборах придется собирать не менее 200 тыс. подписей избирателей. От сбора подписей освобождаются партии, которые на последних выборах заручились поддержкой не менее 3% избирателей, а также парламентские партии. На сегодняшний день без подписей к выборам 2016 г. допустят 12 партий из 75, зарегистрированных Минюстом. Зачем же понадобилось возвращаться к былой практике? Активнее всех за нее выступали единороссы. Один из них - зампред думского Комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин - мотивировал возврат к смешанной системе голосования запросом общества «на усиление личности в политике», мол, поэтому так важен переход к выборам одномандатников. За новый-старый порядок проголосовали все фракции Думы, кроме КПРФ. Коммунисты не без яда вспомнили, что именно «Единая Россия» с пеной на губах доказывала преимущества пропорциональной системы над смешанной. Сегодня с той же горячностью доказывает прямо противоположное. Впрочем, ей не привыкать. Понятно, что этот кунштюк объясняется вовсе не общедемократическими соображениями. Корректировка избирательного законодательства понадобилась прежде всего самой «ЕР», стремительно теряющей популярность. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, «верхушка политической элиты страны поняла, что бренд «Единой России» больше не является крыльями, несущими наверх, превратившись в якорь, который тянет ко дну». Именно поэтому и было принято решение отказаться от обязательной привязки к партии на выборах. Многие из тех, кто раньше с гордостью представлял партию власти, в 2016 г. «перекрасятся» в «независимых кандидатов» и станут избираться не по партийному списку, а по одномандатному округу. «Практика показала, что, как правило, сегодня при этой системе административных ресурсов, при этой системе фальсификаций работает длинный рубль, с помощью которого сколачиваются механизмы, ничего общего не имеющие с реальным волеизъявлением населения, - говорит депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов. - Таким образом, когда мы даем на откуп одномандатные округа, получается беда. Концепция законопроекта не поменялась, поэтому мы голосовали против. Считаем, что данный законопроект более удобен административному ресурсу власти, чем остальным участникам выборов». Оппозиция уверена, что реальные шансы на победу в одномандатном округе остаются лишь у единороссов, мимикрировавших под одномандатников, ведь весь административный ресурс региона будет работать исключительно на них.
Игорь Минаев, Андрей Князев