События в мире. Новости политики
3971 | 0

Донецку Киев не указ

11 мая 2014 года стало еще одним роковым днем в истории Украины. В Донецкой и Луганской областях прошел референдум о государственной самостоятельности. Дня этого с надеждой, сомнениями и страхом ждали многие - слишком много кровавых событий произошло на юго-востоке Украины накануне. Славянск, Одесса, Мариуполь... После карательных операций новой украинской власти в этих городах многие говорили о том, что день референдума может стать новым «кровавым воскресеньем». Слава богу, этого не произошло. Случилось другое: день референдума обнажил огромное желание подавляющего большинства дончан и луганцев уйти из-под власти нового киевского правительства. По предварительным данным, явка на избирательные участки составила почти 80%, а за самостоятельность региона высказались около 90% его жителей. Спецкоры «МН» в день выбора чутко прислушивались к голосу народа.

Донецку Киев не указ
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

ШАХТЕРОВ ОБИЖАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Донецк, Ленинский район, поселок Боссе, школа №37. Очередь длиной около 300 метров. Чтобы проголосовать, приходится стоять около полутора часов. Но люди упорно ждут.

- Знаете, мне все время, до последнего, было все равно. Жили мы в Украине, и ладно - был бы мир, - горячо говорит женщина средних лет. - Но то, что произошло в последние дни на Украине... После событий в Одессе, а позавчера в Мариуполе я просто не хочу оставаться в этой стране. Это вообще как - стрелять в свой народ?! Для меня стало очевидным, что у власти фашисты и они не остановятся ни перед чем. Поэтому я здесь и голосую за самостоятельность. Пусть будет трудно, но мы начнем сначала, сами. У нас хватит сил. Главное - не под властью, которая нас не уважает. Рабами не будем!

- Я изначально был за Майдан, - откровенничает парень лет 30 с георгиевской ленточкой на кармане клетчатой рубашки. - Считал, что это революция заставила власть считаться с народом. Переводил деньги в Киев на разные нужды революционеров. Но потом... Читаю интернет и вижу, как называют нас те, чей протест изначально мы поддержали, - киевляне - называют «ватниками», «даунбасерами». Нас, жителей Донбасса. В тот момент до меня начало доходить: для столичных жителей мы люди второго сорта. Стало противно от того, как эти модно одетые люди поносят нас только на основании того, что мы проще. И не уважают нас эти наряженные менеджеры на основании того, что мы «грязные шахтеры». А раз так... Я изменил свое мнение и не стыжусь этого. Революция на Майдане была настоящей, но те, кто ею воспользовался... нам с ними не по пути.

Ощущение в самом городе странное. Одновременно день референдума напоминает Крым - общим подъемом и все-таки, как ни странно, ощущением праздника. Но в воздухе есть и другая смесь - тревоги, обиды, мути. То ли мирный город, то ли все-таки фронт.

- Я только из интернета, - голосом Левитана провозглашает мужчина в серой куртке возле памятника шахтеру на Шахтерской площади. Вокруг тут же начинают собираться люди. - В Красноармейске и Новоайдаре стрельба. Мужики, главное - не бухать. Этой ночью все должны быть наготове. Фашисты могут напасть в любой момент.

РУИНЫ УКРАИНЫ

Сводки с территории единым порывом голосующих Донецкой области и Луганщины и в интернете, на местных форумах, и в СМИ тревожны, обрывочны и разрозненны. В Донецкой области - Красноармейск, который первым закрыл избирательные участки, где нацгвардия захватила четыре школы, в которых происходило голосование, однако, по сообщению местных активистов, «сотрудники избиркома успели эвакуировать урны с бюллетенями, подписные листы, списки избирателей и печать». Стаханов, Первомайск и Алчевск, где, наоборот, участки работали до глубокой ночи по просьбам местных сталеваров, не успевавших из-за работы проголосовать. На Луганщине - Новоайдар, где бойцы нацгвардии сначала бэтээрами заблокировали входы на избирательные участки, а затем разгромили территориальную избирательную комиссию...

И все же можно облегченно вздохнуть хотя бы оттого, что не случилось откровенной кровавой бойни, как накануне в Мариуполе.

- Всем уже известно, какое 9 Мая нам устроили эти фашисты, в святой день, когда даже в Киеве люди спокойно прошли по городу с иконами и красными, советскими, флагами! И Россию в провокации обвинить по своему обыкновению эти гады теперь не смогут - слишком много свидетелей! - горячо возмущается жительница Мариуполя Елена В. - Муж моей близкой подруги милиционер. Я от нее знаю, как все было. 9 мая утром им, милиционерам, их начальник Андрущук приказал идти на митинг, посвященный Дню Победы, и разогнать его. Кто будет сопротивляться, стрелять на поражение. Парни отказались, после чего этот гад Андрущук, кстати, посаженный на это место новой властью в апреле этого года, выстрелил одному из парней в ногу, вызвал нацгвардию и спрятался в своем кабинете. Те приехали на военной технике и подожгли УВД. А дальше я вам со слов подруги расскажу то, что нигде не писали! К горящему отделению милиции больше часа просто не подпускали пожарных! Милицию из окон горящего здания вытаскивали местные, по которым стреляли вояки! И по машинам скорой помощи тоже. Это сейчас называют цифру 20 погибших милиционеров, на самом деле их намного больше. Я успела поговорить с подругой буквально несколько минут, после чего ее муж - он выжил в этом аду - увез их с сыном в неизвестном направлении, чтобы спрятать. Сейчас большинство милиционеров из тех, кто сумел выжить, сидят «в схронах» - опасаются за себя и свои семьи.

Что характерно, несмотря и на эти опасения, и на дефицит избирательных участков - в полумиллионном городе их работало всего четыре, - референдум активно прошел и здесь.

- Проголосовав, мы с семьей сходили к исполкому и ГУВД, - рассказывает жительница Мариуполя Мария П. - Там жутко. Все в следах от снарядов и пуль, здание УВД выгорело полностью, много цветов. Их несут весь день... И знаете, когда я там стояла смотрела на все это, у меня было чувство, что это символ погибшей Украины. Они сами нас убили, сожгли, расстреляли. Как после этого они себе представляют, чтобы Донбасс остался с Украиной?! Да это невозможно! Мы теперь тут все сепаратисты...

ОГОНЬ, ИДИ ЗА МНОЙ

И, похоже, подобные настроения распространяются по всему востоку и югу Украины. Голоса о проведении своего референдума слышатся уже и из Харькова, прошедшего митингом 9 мая по городу со 150-метровой георгиевской лентой. Высказывает недовольство до этого вообще не стремившаяся покидать «ридну неньку» Одесса.

Активисты народного ополчения юго-востока Украины уже давно называют происходящее геноцидом русских, объединяют Донбасс и Луганщину с Запорожьем, Днепропетровском, Харьковом, Одессой и Николаевом. И зовут присоединиться. К процессу федерализации. Против фашизма. За Россию. Уверенные, что после проведения референдума и на основании его положительных результатов она поможет. В конце концов, обещал же это президент Путин в своем обращении после присоединения Крыма - заступиться, если на Украине будут обижать соотечественников.

И вот референдум состоялся. Итоги его более чем откровенны. Значит, теперь слово только за российским президентом. Но что это будет за слово? И что после него ждет всех нас? Ведь кроме миротворческой миссии с целью «заступиться за своих» оно может стать началом того, чего давно боятся все, - войны между Россией и Украиной. «Ще не вмэршей Украиной», где все еще живут люди. Мирные люди, очень похожие на нас. А еще - их дети. И далеко, очень далеко не все они - фашисты...

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ПОСЛЕДСТВИЯХ РЕФЕРЕНДУМА

Что будет с экономикой?

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что «если Донецк и Луганск отколются от остальной Украины, - это только начало. Самодостаточными являются именно восемь промышленных областей Юго-Востока в комплексе. Кроме Луганска и Донецка это Харьков, Одесса, Запорожье, Николаев, Днепропетровск, Херсон. Все они, кроме того, экономически завязаны на Россию как на источник энергоносителей и рынок сбыта. Этому промышленному кластеру без России идти некуда: Запад не заинтересован в его развитии.

Естественно, Россия станет помогать независимому Юго-Востоку. А вот будет ли помогать Запад оставшейся Украине - вопрос открытый».

Введет ли Россия на Украину войска?

Заведующий сектором «Россия и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН Николай Работяжев считает, что Россия не только не введет, но даже вряд ли быстро признает результаты референдума. По его мнению, «руководство нашей страны будет держать некоторую паузу. Первые несколько дней Кремль не будет высказываться против народного волеизъявления, но и не будет открыто его признавать. Судя по обращению Путина, который призывал отложить референдум, президент не склонен признавать государственность этих двух областей». А поскольку их, конечно, не признают и Киев, и Запад, «это будут непризнанные государства наподобие Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской Республики».

Марина Алексеева

Фото ИТАР-ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.