Майданы и митинги, перестрелки, захваты административных зданий - во всех этих событиях, происходящих сегодня на Украине, США обвиняют российские спецслужбы, Россия - американские. Какова в действительности роль спецслужб в украинском кризисе? На этот и другие вопросы главного редактора «Мира новостей» Николая Кружилина отвечает бывший сотрудник Службы безопасности президента РФ, ныне бизнесмен и политолог Денис Храмцов.
- Возможно, на Украине присутствуют представители и наших, и американских спецслужб. Было же это во Вьетнаме, Афганистане, других странах, где шла борьба между нами и американцами за политическое влияние.
- Чьи спецслужбы, на ваш взгляд, действуют профессиональнее?
- Профессионалы есть и у них и у нас, однако надо помнить, что работа западных спецслужб на той же Украине велась десятилетиями, в идеологическую обработку населения вкладывались миллиарды долларов. В результате выросло целое поколение молодых людей, генетически ненавидящих Россию. Мы же в течение последних 20 с лишним лет подобной работы не вели, поэтому в очередной раз начали действовать в последний момент.
- Ну в Крыму-то не так было. Там подготовку к референдуму и сам референдум при помощи наших специалистов провели, что называется, на пять баллов.
- Да, но там сложилась совсем другая ситуация. Там преобладает русское население, очень велико влияние Черноморского флота, который давал работу множеству людей. Все эти факторы позволили Крыму присоединиться к России без эксцессов.
- Возвращение Крыма - событие историческое. По-моему, мы по этому поводу до сих пор пребываем в эйфории.
- Если бы не присоединили Крым, там вскоре расположились бы военные базы НАТО. Что касается эйфории, то она рано или поздно пройдет, а вот экономические и прочие проблемы останутся, включая те, что возникнут из-за санкций.
- Но мы ведь говорим, что нам санкции не страшны.
- Это бравада! Российская экономика развивающаяся, с американской ее не сравнить. Она очень зависима и от Евросоюза, и от США. У нас же сегодня практически нет никакого производства, все закупаем за рубежом. Если из-за санкций прекратятся поставки продовольствия, техники и так далее, это будет очень серьезная проблема.
- Но может, наоборот, это сдвинет нашу промышленность с мертвой точки?
- Может, но промышленность должна быть конкурентоспособной, мы же от Запада отстали практически во всех отраслях. Конечно, в последнее время Россия стала гораздо более самостоятельной страной, но все равно постоянно оглядывается на Америку. Например, нас беспокоит, что американская система ПРО подбирается к нашим границам. Если ситуация на Украине сложится в пользу проамериканских сил, то, конечно, там будут размещены натовские силы и ПРО. Мы тратим сумасшедшие деньги на усовершенствование ракет, которые могли бы преодолеть ПРО. Америка втягивает нас в очередную гонку вооружений, если втянемся, наша экономка просто захлебнется, да и нет у нас таких возможностей, как у Штатов с их безразмерным военным бюджетом.
- Как же быть?
- Есть куда более дешевый способ утереть нос Америке. Надо развивать отношения со странами Латинской Америки, которые настроены против США: с Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Боливией. Например, в начале 2000-х зачем-то закрыли крупнейшую радиолокационную станцию в Лурдесе на Кубе, а ведь она покрывала всю Америку. Если бы восстановили свою военную базу на Кубе, расположенной всего в 100 км от побережья США, не надо было тратить огромные деньги на модернизацию стратегических ракет. Америка не только сильнее нас экономически, она создала весьма устойчивую политическую систему. В США или ведущих странах ЕС не так уж важно, кто у них президент - республиканец, демократ или социалист. Система все равно будет работать надежно. У нас же все держится на одном человеке - президенте Владимире Путине. Не будь сейчас Путина, в России начался бы хаос. Это прекрасно понимают и на Западе. Я не исключаю, что ЦРУ может разрабатывать план по ликвидации Путина. Разумеется, это не будет операция с пулеметами-гранатами, но спецслужбы могут через агентуру найти выход на кого-то из ближнего окружения Путина и, например, не дай Бог, конечно, заразить его каким-то вирусом. Эти технологии сегодня существуют в арсенале спецслужб.
- Надеюсь, Путина хорошо охраняют?
- Несомненно, но, увы, всегда присутствует человеческий фактор, стопроцентных гарантий безопасности не существует, даже когда речь идет о первых лицах государств.
- Сталина лучше, чем Путина, охраняли?
- Сравнивать нельзя - время другое, другие технические возможности. Тогда срабатывали относительно простые уловки - пускали несколько кортежей, например, чтобы сбить со следа потенциальных убийц. Сегодня такие наивные хитрости не проходят. При Сталине была очень профессиональная и надежная агентурная сеть и внутри страны, и за рубежом, предоставлявшая оперативную информацию в том числе о времени и месте готовящихся покушений на руководство страны. Эта агентура, думаю, была более эффективной, чем сегодняшняя.
- Агентура ведь незаменима в борьбе с терроризмом?
- Это чуть ли не решающий фактор! Наши спецслужбы в этом деле, мягко говоря, недорабатывают. Нам показывают по ТВ: перестрелка, штурм дома, где засели боевики, кого-то убили. Так терроризм не искоренить. Его мозговой центр находится за рубежом, там же - костяк террористических организаций. Надо, чтобы спецгруппы работали за рубежом и ликвидировали лидеров этих организаций. Они ведь не фанатики, а бизнесмены. Принимают заказы от тех же спецслужб, которые не хотят себя марать. Эти бизнесмены должны бояться возмездия со стороны России, тогда тысячу раз подумают, брать ли деньги на проведение у нас терактов. Ведь у них тоже есть семьи, которым может не поздоровиться, бомба в доме может рвануть или в машине. Устранение таких людей может вызывать скандалы, ведь они нередко проживают в благополучных странах, действуют под вывесками благопристойных фирм. Но бороться с организаторами терактов все равно необходимо. Что толку уничтожать исполнителей и не трогать организаторов?
- Американцы как действуют?
- Достаточно профессионально. Например, провели операцию по ликвидации Усамы бен Ладена на территории Пакистана, не согласовав с местными руководством и спецслужбами. Высадили десант и уничтожили террориста номер один, и плевать им было на мнение международного сообщества. Представьте, если бы Россия посмела провести аналогичную операцию, сколько шума было бы на весь мир. Для проведения такой специфической работы нужна политическая воля.