С 1 января 2014 г. вступил в силу закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Главное предназначение документа - ограничить аппетиты чиновников.
Отныне любой товар, который закупает орган власти, с одной стороны, должен своим «количеством, качеством, потребительскими характеристиками» позволять этим органам успешно справляться со своими обязанностями, с другой стороны, ни один товар не должен иметь «избыточные потребительские свойства» или являться «предметом роскоши». Сейчас готовится проект правительственного постановления, в котором, по словам замдиректора департамента развития контрактной системы Минэкономики Максима Чемерисова, «будут установлены общие правила нормирования». Предстоит определить «процедуру и требования, которых при нормировании должны будут придерживаться все органы - от федеральных до муниципальных». После этого подготовят еще один документ, устанавливающий конкретные требования к товарам и услугам, которых должны будут придерживаться заказчики. Именно этот документ, по словам г-на Чемерисова, введет «ограничения по наиболее часто закупаемым товарам и услугам». Почему такие сложности? Смысл объяснений Минэкономики, по сути, сводится к поговорке «не все то золото, что блестит». Понятно, что «Майбах» или «Бентли» - предметы роскоши, так же как гарнитуры из карельской березы или красного дерева, инкрустированные слоновой костью и бронзой (и это еще не предел фантазий нашего чиновничества). Но «избыточными потребительскими свойствами», по словам Максима Чемерисова, могут обладать и «чрезмерно дорогие канцелярские принадлежности и оргтехника, цена которых никак не влияет на качество исполнения госслужащими своих задач». Однако отсечь роскошь и тем самым сэкономить бюджетные рубли - полдела. Надо еще отсечь закупки заказчиком по предварительному сговору с поставщиком, когда победитель будущего конкурса известен задолго до его старта. Добиться этого не так-то просто.
«Новый закон еще хуже предыдущего. Будет все более запутанно, - полагает д.э.н. Никита Кричевский. - Но говорить сейчас огульно: вот, коррупция при госзакупках возрастет, я бы не стал. Давайте посмотрим, как пойдут дела, и в феврале-марте подведем первые итоги. Сейчас-то тендеры никто проводить не станет - закупленного по старому закону нашим чиновникам хватит надолго. Они ведь знали заранее, что и как».
«Система порочна не только потому, что кто-то закупает для себя «Мерседес», а не «Ладу-калину». Она трудноконтролируема, непрозрачна, - говорит замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева. - Должно быть небольшое количество тендеров. Там, где существует единственный источник поставок, не нужны никакие тендеры, не нужны они, например, при закупке научной, научно-технической продукции. В этих сферах контракты заключаются в середине года, и то, что должно делаться на протяжении года, делается за три месяца. Вместо того чтобы стимулировать рост, подобная практика дестимулирует его. Если бы были прямые закупки, то для детского сада закупали бы в ближайшем совхозе, а не в Липецке, к примеру, а Липецк, условно говоря, будет закупать в Китае. Причина - в убогом уровне государственного менеджмента».
Игорь Минаев,
Андрей Дмитриев
Фото ИТАР-ТАСС