При покупке автомобиля, понимание того, какие узлы и детали больше всего изнашиваются при эксплуатации, будет полезно каждому из водителей новичков. Осведомлённость о потенциальных проблемах, позволит быстрей сориентироваться в том, какого типа неисправность возникла и по какому вопросу придётся обратиться в сервисный центр. Рассмотрим подробней поломки деталей и список из самых часто возникающих неисправностей, по мнению водителей, официальных сервисов и представителей мастерских по ремонту автомобилей.
От чего может зависеть износ отдельных деталей
Как и другая сложная техника, автомобиль состоит из механических, электрических и электронных деталей. Поломки неизбежны при длительной эксплуатации транспортного средства, но некоторые неисправности происходят чаще других по следующим причинам:
- Интенсивный износ – амортизация автомобиля приводит к износу всех деталей, но некоторые из них подвержены поломкам в большей степени по причине воздействия на них вибраций, статических, динамических нагрузок и прочего.
- Качество сборки – важный фактор, отражающийся на долговечности автомобиля. Недорогие машины быстрее приходят в негодность по причине использованию бюджетных комплектующих и часто недостаточно высокого качества сборки.
- Недостатки модели – многие авто имеют характерные для них неисправности и поломки, обусловленные низкой оптимизацией конструкции.
- Несоблюдение сервисных рекомендаций – несвоевременная замена масла, пропуск планового техобслуживания приводят к повышению нагрузок на отдельные компоненты. В первую очередь от этого страдают механические узлы.
Вождение автомобиля – несоблюдение рекомендованного скоростного режима, агрессивное вождение с резким торможением и стартом, применение топлива и других материалов низкого качества также ускоряют износ. Поломки возникают как по причине недостаточного качества комплектующих, так и по естественным причинам или недостаточном уходе и сервисном обслуживании автомобиля.
Топ наиболее часто ломающихся деталей
Перечень наиболее часто ломающихся деталей, составлен на основании общей статистики с учётом деталей, установленных практически на всех автомобилях, чтобы исключить нетиповые поломки и повреждения характерные только для отдельных марок и моделей авто. Описанные поломки отмечались у новых автомобилей за период эксплуатации от 5 до 10 лет, чего достаточно для объективного понимания и оценок случаев естественных поломок. Рассмотрим, причины и случаи неисправностей, к чему они могут привести, как их устранить.
Свечи зажигания
Свечи зажигания — токопроводящий элемент для воспламенения топлива в двигателе, при подаче на них электрического разряда. Эта деталь обладает простой конструкцией, но при этом, склонна к поломкам и неисправностям в процессе работы. В большинстве случаев они объясняются естественным износом или внешними механическими повреждениями корпуса и токопроводящих элементов. Негативно сказываются на работе и недостатки в электропроводке и электропитании автомобиля.
С учётом стоимости свечей, простоты замены как самостоятельно, так и с обращением в сервис, эту поломку можно отнести к незначительным и быстро устраняемым.
Электроника
Современные автомобили получают все больше сложных электронных узлов, контролирующих работу двигателя, трансмиссии, подвески, показатели микроклимата в салоне и прочих важных характеристик. С увеличением электронных узлов повысился процент поломок, связанных с ними. Чаще всего, отмечаются сбои в работе бортового компьютера, особенно у относительно бюджетных машин, где оборудование отличается невысокой производительностью и оптимизацией электроники, собирается и монтируется с использованием бюджетных, общедоступных компонентов. Также встречаются поломки блока ABS, отвечающего за безопасность автомобиля на поворотах, предотвращающего пробуксовку при торможении. Неисправности этого узла сказываются на безопасности водителя и транспортного средства. Поэтому проверять ABS и прочие компоненты электронной начинки необходимо при каждом периодическом техосмотре.
Катализатор
Каталитический нейтрализатор или попросту – катализатор, является компонентом выхлопной системы транспортного средства и в его задачи входит фильтрация и очистка выхлопных газов. Неисправности возникают по причине засорения фильтрующей части, что происходит при длительной эксплуатации или использовании некачественного топлива, несвоевременной замене масла в двигателе.
При поломках катализатора восстановить производительность автомобиля и обеспечить стабильную работу выхлопной системы можно только полной заменой этой детали. Правильно провести замену катализатора можно только в мастерской. Причиной тому, использование сложного оборудования и технических решений по резке, сварке металла. Катализатор не подлежит восстановлению. Вернуть функциональность можно только заменой узла на аналогичный по форме, принципам работы и уровню производительности.
Светотехника
Пользователи отмечают проблемы с внешней светотехникой. Поломки и сбои происходят с габаритными огнями, противотуманными огнями, поворотниками и реже всего с передними фарами дальнего и ближнего света. Проблемы возникают из-за низкого качества установленных ламп или недостатков электропроводки.
Поломкам более всего подвержены стандартные лампы в силу недостатков конструкции. Меньше всего проблем возникает со светодиодными элементами освещения повышенной надёжности. Они устойчивы к вибрационным и иным нагрузкам.
Генератор переменного тока
Генератор переменного тока – важный узел электросистемы автомобиля, задачей которого является выработка электрического тока во время движения транспорта. От него подпитывается аккумулятор, обеспечивающий работу всех других электрических узлов. Понять, что произошла поломка, можно по появившемуся значку неисправности аккумуляторной батареи на панели авто. Автомобиль начинает периодически глохнуть.
Поломки генератора возникают по причинам естественного износа или в результате низкого качества сборки этой детали. Первыми из строя выходят прижимные щётки или подшипники, стабилизирующие вращение вала. Устранить неисправность можно полной заменой узла или его ремонтом, в зависимости от сложности поломки и типа генератора.
Тормозные диски
Скорость износа тормозных дисков зависит от двух основных факторов: качество самих дисков и колодок, манера вождения, приводящая к частому, быстрому торможению, провоцирующему абразивный износ компонентов. Утончение и деформация дисков становится серьёзной угрозой безопасности транспортного средства и водителя. Поэтому диски проверяются при каждом плановом сервисном обслуживании, а также заменяются при первых признаках критического износа.
Как показывают исследования, проведённые за последние 5 лет, процент поломок, связанных с этим компонентом, значительно понизился. Причиной тому стало как развитие систем, контролирующих работу тормозной системы, а также увеличение автомобилей с гибридным двигателем, не обладающих достаточным ресурсом мощности для быстрого старта.
Датчик кислорода
В задачи устройства входит оценка содержания газов в выхлопной системе, снижение содержания кислорода может говорить о перебоях в работе двигателя и топливной системы. При авариях кислородного датчика на панели зажигается значок проверки двигателя.
Неполадки возникают по причинам засорения или естественного износа. Процедура его замены достаточно кропотливая, но относительно недорогая. Убедиться, что неисправен датчик, можно при компьютерной диагностике двигателя.
Аккумулятор питания
Аккумуляторные батареи лидируют среди деталей склонных к неисправностям в первые 5 или более лет эксплуатации. Батареи ломаются постепенно, снижается их ёмкость, падает автономность удержания заряда, что снижает уровень комфорта при эксплуатации автомобиля. Причиной их поломки, является естественный износ, свойственный всем аккумуляторам независимо от конструкции, материалов, принципов работы. Более всего проблем проявляется в зимний период, так как при минусовых температурах разрядка происходит быстрей. При выявлении такой неисправности, проблема решается только заменой аккумуляторов.
Гелевые аккумуляторы отчасти решают эту проблему. Они менее требовательны к обслуживанию и условиям среды эксплуатации, рассчитаны на большее количество циклов заряда и разряда. Поэтому на современные модели автомобилей всё чаще устанавливаются гелевые аккумуляторы питания сразу при выходе с завода.
Подводя итог
Повреждения стёкол и коррозия кузова не учитываются в топе, так как они обычно происходят по причине сторонних воздействий. Застраховаться от таких повреждений аккуратным вождением получится не всегда, поэтому включать их в статистику не имеет смысла. Перед покупкой автомобиля стоит изучить информацию о нём в сети, ознакомиться с отзывами пользователей, способных рассказать об уязвимых местах, а также характерных для модели проблемах. В остальных случаях избежать частых поломок позволит регулярное сервисное обслуживание, аккуратное вождение без избыточных нагрузок на ходовую часть, тормозную систему, подвеску и другие детали автомобиля.