Многие потребности человека формируются его образом жизни и воспитанием. Однако не меньшая роль отведена индивидуальности. Чтобы найти мотиваторов для специалиста, определите его психотип (психологический тип) — индивидуальную типологию личности.
Помимо темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), поведение сотрудника организации зависит от его стиля мышления. Здесь можно выделить 5 типажей — идеалисты, критики, реалисты, прагматики и аналитики. Разберем особенности каждого стиля мышления, и приведем мотиваторы, подходящие конкретно для них.
Идеалисты
Приветливые и доброжелательные, всегда готовые прийти на помощь и не вступающие в конфликты — идеалисты. Они прекрасные слушатели, которые, при несогласии с мнением собеседника, предпочитают скрывать свою точку зрения. На деловых встречах, они выступают с пространственными и длинными речами, полными «призывов к миру» и других «лирических отступлений».
Идеалист: стиль управления руководителя
Начальники-идеалисты оказывают влияние на группы персонала, конкурирующие между собой. Зачастую, собственники компаний и другие высшие руководители упрекают их в желании угождать всем и излишней мягкости.
Узнать начальника-идеалиста можно по следующим чертам:
- Организует корпоративные мероприятия;
- Поздравляет сотрудников со всеми праздниками;
- Быстро зажигается новыми идеями и умеет увлекать ими других;
- Хвалит и поощряет за малейшие достижения.
Идеалисты-руководители уважаемы и любимы сотрудниками. Однако из-за их чрезмерно мягкого управленческого стиля, в коллективе рано или поздно появляется более жесткий неформальный лидер. Кроме того, нередко наблюдается «разбалтывание» персонала — начинаются опоздания, срывы дедлайнов.
Мотиваторы для руководителя
Идеалистов мотивируют:
- Позитивная рабочая атмосфера;
- Признание заслуг сотрудниками и представителями высшего руководящего звена;
- Гуманное направление бизнеса;
- Корпоративные идеи и миссии.
Важный момент — мотиваторы для идеалистов как материальные, так и моральные.
Идеалист: профессиональные особенности персонала
Сотрудники-идеалисты, постоянно пребывающие в хорошем расположении духа, являются эмоциональными лидерами. Они всегда одновременно находятся на стороне других подчиненных и руководителей, ищут компромиссы и улаживают конфликты. Их слабая сторона — неспособность стойко переносить критику. Им необходимо уважение и поддержка начальства.
Мотиваторы для сотрудников
Подчиненных-идеалистов мотивируют:
- Возможность помогать в организации мероприятий и праздников для персонала;
- Поддержка руководителя;
- Отсутствие штрафов и прочих санкций.
Ключевые мотиваторы — позитивная атмосфера в команде и обоюдное уважение. Без них, идеалист уволится, не обратив внимания на карьерные перспективы и зарплату.
Критики
Нередко конфликтные, с холерическим темпераментом, завышенной самооценкой и невысокой квалификацией. Однако также они могут быть компетентными профессионалами с правильной рабочей позицией и критическим складом ума.
Согласно результатам многочисленных оффлайн и онлайн тестов на стиль руководства, в эффективном коллективе из 35 человек — минимум один критик.
Критик: стиль управления руководителя
Критический взгляд особенно ценен в периоды кризиса бизнеса. Только начальники-критики могут точно и строго указывать персоналу на их недочеты и промахи. Они выводят организации из «застоев» и помогают им «выживать» в наиболее тяжелые времена.
Управленческий стиль кратко — в основном кнут, редко пряник. Это часто производит на специалистов положительный эффект. Но из-за излишней критичности начальства и его непрерывного давления, востребованные профессионалы также нередко подают заявления на увольнение.
Мотиваторы для руководителя
Критиков, занимающих руководящие должности, мотивируют:
- Возможность повышения квалификации;
- Понимание и принятие целей критики сотрудниками;
- Проведение внутренних аудиторских проверок;
- Одобрение от высшего звена.
Следует понимать, что благоприятные рабочие условия и положительный фон для критиков совершенно иные, чем для идеалистов.
Критик: профессиональные особенности персонала
Умные и квалифицированные критики нужны в штате компании. Они способны открыто критиковать и организовывать оппозицию неэффективным руководителям и коллегам. Однако их присутствие нежелательно, если команда нуждается в устойчивости и стабильности, не выносит конфликты и противоречия.
Мотиваторы для сотрудников
Подчиненных-критиков мотивируют:
- Лояльное отношение руководящего звена;
- Использование их сил и знаний для организации внутреннего аудита, тестов на профпригодность для персонала.
Критики рады, если их усилия помогают выявлять ошибки в работе других сотрудников и проектах.
Аналитики
Последовательные, методичные и логичные аналитики, признающие авторитеты и уважающие статусы, ответственно подходят к любой рабочей задаче. Их ориентир — максимальная эффективность труда, без недобросовестности и ошибок. Они детально и комплексно оценивают все сведения, и только потом делают обдуманные и обоснованные выводы. Стандартный темперамент аналитиков — флегматик.
Аналитик: стиль управления руководителя
Аналитический склад ума руководителя пригодится любой организации, которая стремится к улучшению показателей и стабильному росту. Аналитики — лучшие стратеги, умеющие грамотно и эффективно использовать огромный массив данных. После постановки цели, они уверенно идут к ней шаг за шагом.
Черты управленческого стиля — педантичное отношение к себе и персоналу, строгие требования к дресс-коду, жесткие санкции за опоздания и прочие нарушения трудовой дисциплины. Ключевой минус — в периоды кризисов эффективность аналитиков, критикующих себя за сложные времена, падает.
Мотиваторы для руководителя
Аналитиков мотивируют:
- Солидность, глобальные масштабы бизнеса;
- Сильная команда подчиненных-профессионалов;
- Возможность проходить престижные курсы для повышения квалификации;
- Четкие перспективы (зарплата, должность).
Крайне важны для руководящих аналитиков ценности и миссия организации, ее корпоративная среда.
Аналитик: профессиональные особенности персонала
Педантичные сотрудники-аналитики дисциплинированы и стремятся к самореализации. Им нравится обучаться и безупречно справляться с рабочими задачами. Результаты труда они готовы предоставлять в форме отчетов, в которых могут рассказать о любом изложенном факте и цифре.
Знания и умения подчиненных-аналитиков следует направлять на работу с наиболее важными контрагентами. Они — лучшие переговорщики, в том числе, по узкоспециализированным вопросам.
Мотиваторы для сотрудников
Аналитиков мотивируют:
- Признание заслуг в коллективе и руководством;
- Зарплата, соответствующая рыночному уровню для должности;
- Ясные перспективы на ближайшее время (1-3 года);
- Участие в выставках, конференциях;
- Стабильность и процветание бизнеса.
Аналитикам не нравится диктатура со стороны вышестоящих сотрудников. Они самостоятельны.
Прагматики
Противопоставить аналитикам можно мощных борцов, новаторов и практиков, не желающих «терять драгоценное время» — прагматиков. Люди с «живым» прагматичным складом ума не склонны к долгому планированию. После появления идеи, они приступают к ее реализации и вносят коррективы по ходу. Их стандартный темперамент — холерики.
Прагматик: стиль управления руководителя
Прагматичные начальники харизматичны и амбициозны. Нередко, они сами выступают собственниками компаний. После — активно стимулируют специалистов и собственным примером показывают, как нужно эффективно работать.
Определенным недостатком прагматиков является их склонность к профессиональному «выгоранию». После него, им требуется продолжительное путешествие или любой иной перерыв. Второй важный момент, о котором стоит заранее знать — прагматичные руководители не терпят других лидеров. Им нужен вдохновленный и послушный коллектив.
Мотиваторы для руководителя
Прагматиков мотивируют:
- Отсутствие однообразия и рутины;
- Необходимость решать сложные вопросы в ограниченный срок;
- Конкуренция;
- Высокий заработок.
Ключевой мотиватор — возможность развития бизнеса: освоения новых направлений и рынков, открытия подразделений и филиалов.
Прагматик: профессиональные особенности персонала
Инициативные и энергичные прагматичные подчиненные нравятся руководителям. Однако к их проектам стоит относиться внимательно — из-за спешки, возможны ошибки и недоделки. Несмотря на это, прагматикам можно доверять ответственные задачи. В особенности, если сроки дедлайна «горят».
В коллективе, прагматик может быть чрезмерно эмоционален и навязчив. В дискуссиях он жесткий, зачастую — конфликтный. Но в его запиской книжке — всегда много телефонов коллег и клиентов.
Мотиваторы для сотрудников
Прагматиков мотивируют:
- Необходимость продаж, переговоров, других коммуникаций;
- Краткосрочные перспективы;
- Разработка новых проектов, открытие подразделений, прочие задачи, связанные с инновациями.
Демотивирующие условия — однообразие и рутина, жесткий контроль руководящего звена.
Реалисты
Отличными управленцами и хорошими организаторами являются люди с реалистическим складом ума. В психологии, они сангвиники и наиболее близки к прагматикам — быстро принимают решения, общительны, активны, подвижны. Однако в отличие от них, ориентируются на законы, цифры и факты, а не интуицию и личный опыт.
Реалист: стиль управления руководителя
Начальники-реалисты показывают высокую эффективность в коммуникациях с любыми контрагентами — от крупных клиентов до мелких поставщиков расходных материалов. Им нравится удовлетворять ожидания и находиться в нейтральной позиции. Реалисты — отменные переговорщики при внутренних конфликтах в компаниях.
Мотиваторы для руководителя
Реалистов мотивируют:
- Возможность приглашать на корпоративные мероприятия членов семьи, если для реалиста важны семейные ценности;
- Медицинское страхование, прочие «бонусы»;
- Стабильный и высокий заработок;
- Возможность нанимать новых сотрудников.
Ключевой мотиватор — необходимость управления коллективом (если дать краткое определение, то это власть).
Реалист: профессиональные особенности персонала
На низших должностях реалисты остаются недолго. Они быстро двигаются по карьерной лестнице, становятся неформальными и формальными лидерами. Внимание руководящего звена они привлекают разными способами — от успешных служебных командировок до помощи в проведении выставок и презентаций.
Активным специалистам-реалистам искренне нравится трудиться во благо компании. Тем более что их усилия всегда вознаграждаются — новыми должностями и растущей зарплатой. Ответственности они не боятся.
Мотиваторы для сотрудников
Реалистов мотивируют:
- Участие в переговорах с поставщиками, клиентами, партнерами;
- Социальные пакеты, медицинское страхование, прочие «бонусы»;
- Возможность войти в состав топ-менеджеров, взаимодействовать с главой предприятия.
Основные мотиваторы — четкая перспектива карьерного роста и возможность управления другими сотрудниками.