Светская хроника. Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
3747 | 0

Валентина Талызина: «Я обыкновенная театральная лошадь»

60 лет она отдала любимому театру. А сколько ролей еще впереди!

Валентина Талызина: «Я обыкновенная театральная лошадь»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ведь энергия такая, «что крутить турбины ГЭС». Взять хотя бы недавнюю премьеру - «Васса». Вот уж поистине где «и жизнь, и слезы, и любовь». И такая Талызина во всем. Если выходит на сцену, то своей роли отдается без остатка. Если соглашается на интервью, то режет правду-матку, невзирая на лица. Даже на самые значительные...

...Наше интервью пришлось прервать. По телевизору шла программа про Вангу, Валентина Илларионовна не могла ее пропустить. Но вот финальные титры, и разговор продолжается...

«ОЛЬГУ КАБО Я ПРОСТИЛА»

- Был такой эпизод, - вспоминает Талызина. - Два года назад снимали фильм обо мне, и неожиданно продюсер предложила поехать, куда я хочу. Сразу возникли три места. Великий Устюг - старый купеческий город, который не разрушила советская власть, - очень его люблю. Венеция - недавно с дочкой и внучкой летали туда. Еще хотелось побывать в Японии... И вдруг я говорю продюсерше: «Болгария, Петрич».

- Почему?

- Я очень много читала о Ванге. И мы поехали туда всего на два дня. Я видела храм, который она построила, ее дом в Петриче, где она жила, могилу Ванги...

- Когда были там, мысленно ни о чем Вангу не спросили?

- Нет. Мне ведь однажды предложили играть ее в сериале. Ложась спать, я попросила дать мне совет. И мне пришел сон, из которого я сразу поняла: категорически надо отказываться. К тому же я знала, что сама Ванга была очень против того, чтобы ее играли, про нее говорили, о ней писали.

- Вы верите, что кто-то свыше может дать совет?

- Однажды после очередного спектакля «Мораль пани Дульской» мне голос отчетливо сказал: «Ты сыграла сегодня последний раз».

Я написала одно письмо нашему тогдашнему художественному руководителю Павлу Осиповичу Хомскому, второе - финансовому директору Валентине Тихоновне Панфиловой, объяснила, почему отказываюсь от роли. Это было из-за актрисы Ольги Кабо (Как объясняла прежде Талызина, ее партнерша по спектаклю постоянно импровизировала, «перевирала текст», и как будто специально. - Ред.).

Слава богу, через восемь лет Оля подошла ко мне и со слезами на глазах попросила прощения. Я сказала, что у меня нет к ней зла, хотя она забрала у меня замечательную роль. В общем, простила.

- А роль Вассы вы сами попросили?

- Нет, не просила... Дело в том, что я поняла: Панфилова меня все время обманывает. Она хороший финансовый директор, но функции художественного руководителя ей не по плечу. Она же не хочет с этим согласиться, будучи уверенной, что все может. В этом ее ошибка...

Так вот, я не просила роль Вассы. Просто накануне прочла пьесу и поняла: батюшки, так это ж сегодняшний день, когда деньги съедают душу. Человек пропадает из-за денег, ради денег идет на преступление. И я пришла к Панфиловой и сказала, что хочу сыграть Вассу. В ответ услышала: «Только малая сцена. Этот спектакль не соберет зал». Это она сказала про еще не сделанный спектакль!

Я никогда не играла на малой сцене, я играла главные роли на большой сцене и при Завадском, и при Хомском. Играть на малой сцене очень тяжело, актеров от зрителя разделяет буквально пара метров. Меня, например, бесконечно раздражал мужчина, который сидел в первом ряду и тряс ногой в такт... Но вот теперь, слава богу, будем играть и на большой.

«ЮРСКИЙ, КОНЧАЛОВСКИЙ И ЕРЕМИН – ЭТО ПРОСТО ШИРМА»

- ...Да, 60 лет назад я пришла в театр, которым руководил Юрий Александрович Завадский, - Валентина Илларионовна погружается в воспоминания. - Конечно, в коллективе были свои проблемы, но это был театр творческий. Я воспитана в настоящем театральном коллективе. И мне посчастливилось работать с такими великими, как Фаина Георгиевна Раневская, Вера Петровна Марецкая, Николай Дмитриевич Мордвинов...

После первой моей роли (Даша в спектакле «Битва в пути») меня вызвал к себе в гримерную Мордвинов и начал что-то говорить. Я сидела молча. Вдруг слышу: «Все!» Вышла, думаю: «Что он сказал? Не поняла». И только потом, через много лет до меня дошел смысл его слов...

Нет-нет, я не буду говорить то, что он мне сказал. Мордвинову тогда было за 60, он играл главные роли в театре. И этот великий актер посчитал своим долгом пригласить к себе в гримерную начинающую актрису и сказать ей всего-то три-четыре фразы.

- Какие отношения у вас были со «стариками»?

- Завадский распорядился, чтобы все ведущие актеры взяли себе учеников, стали их наставниками. Марецкая выбрала меня. Я к ней приходила, рыдала и говорила: «Вот у меня два года нет роли». «Ну и что?! - возражала она. - Чего ты ревешь? Занимайся другим делом, делай программы. Надо, чтобы твои золотые всегда блестели на твоей ладони. И не надо рыдать, у меня сейчас тоже два года нет роли».

- Под «золотыми» она имела в виду талант?

- Не только талант - все! Наша профессия предполагает человеческую сущность, нутро. Без этого нельзя. Плохой человек хорошим актером быть не может, он обязательно споткнется.

И потом, у зрителя нюх как у собаки. Зрители, они как рентген, просвечивают актера, всю его сущность. И все мы в каждом спектакле выходим на этот рентген...

Но, знаете, я с сожалением смотрю на тех актеров, кто не в театре. Ведь лучшие актеры кино вышли из театра. И я опять не могу не сказать, что нам больно, потому что наш театр сегодня возглавляет финансовый директор. Это ужас!

А насчет теперешнего триумвирата - Юрий Еремин, Андрон Кончаловский, Сергей Юрский - это, как всегда, департамент слукавил. Кончаловский не театральный режиссер, он снимает фильмы, он кинорежиссер. Да, сделал у нас три чеховских спектакля, но...

А Юрский, мало того, что не режиссер, но считает возможным и пьесу написать, и поставить ее на главной сцене, и сыграть главную роль. Все в одну кассу!..

Еремин действительно хороший режиссер. Но этот триумвират - просто ширма. Фактически театром правит Панфилова.

Она мне тут в шутку сказала: «Ну становись ты художественным руководителем». Никогда! Никогда в жизни! Ни педагогом, ни режиссером, ни администратором, ни художественным руководителем никогда не буду. Я артистка!

Но вот есть люди, которые надевают чужую одежду и думают, что они имеют право ходить в этой одежде. А правда, она всегда выходит наружу...

«ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ ЖАЛЕЮ…»

- В 2015 году вы выпустили книгу «Мои пригорки, ручейки»...

- Да. Мне очень хотелось издать книгу. И до сих пор я не могу ее читать, плачу. Хотела написать в конце: «Если какая-то девочка в Восточной Сибири захочет быть артисткой, то пусть не боится и едет». Но в книге, к сожалению, этой фразы нет.

- Есть ли вещи в жизни, о которых вы жалеете?

- Да, есть. Надо было больше детей. Но с моей профессией это было невозможно. И с финансами. И когда я спросила маму, которую очень любила и почитала, она сказала: «Зачем?» Вот, пожалуй, об одном я жалею.

- А не страдали вы от своей привычки всегда говорить правду, какой бы горькой она ни была?

- Страдала очень. Меня, скажем, просто ненавидел бывший директор нашего театра Лосев, он после смерти Завадского восемь лет руководил театром, не будучи режиссером, просто неудавшийся артист.

Ненавидел меня потому, что я на каждом собрании вставала и говорила: «А когда у нас будет главный режиссер?» То есть я вытаскивала из-под него табуретку. Конечно, он злился. И поэтому моя судьба в те восемь лет была плачевная. Я совсем не играла. Но ничего не могла с собой поделать. Страдала. Пока, наконец, не назначили Павла Осиповича Хомского главным режиссером и художественным руководителем.

- Интересно, а вы считаете себя великой актрисой?

- Нет! Категорически нет. Я обыкновенная театральная актриса. Когда мы собрались на первую репетицию «Вассы», я сказала: «Ребята, я так рада, что между нами нет медийных лиц». Я себя такой не считаю. Обыкновенная театральная лошадь.

- Но которая свой круг еще далеко не прошла. Посмотришь на вас - энергии через край, молоды и душой, и телом.

- Что касается тела, то стараюсь правильно питаться. Сама себе готовлю. Мяса не ем, молочные продукты тоже. Правда, посты не соблюдаю - раньше соблюдала. Зарядка с утра обязательно. Для меня примеры - Юлия Константиновна Борисова, Верочка Васильева. Вот это чудо!

- А если была бы возможность все начать сначала?

- Что ж, опять бы сказала той девочке из Омска: «Дерзай!»

Ирина Тульчинская.

Фото из личного

архива В. Талызиной.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.