Сегодня 23 октября 2018 г., вторник, 18:07USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости шоу бизнеса. Откровения звезд

Никас Сафронов: «Я никогда не стремился к известности»

29 сентября 2016
hits 2752

Его знают все. И все же для многих Никас Сафронов по-прежнему человек-загадка. Его имя окутано мифами, о нем спорят, судачат, выясняя, где правда, а где вымысел... Не так давно знаменитый художник побывал в нашей редакции, побеседовал с главным редактором «Мира Новостей» Николаем Кружилиным. И многое тайное стало явным...

«РАБОТАЛ СТОРОЖЕМ И РАЗГРУЖАЛ ВАГОНЫ»

- О том, что происходит сейчас в вашей жизни, известно многим. А вот о корнях, истоках биографии знают далеко не все...

- Могу рассказать. Мои предки, которые жили в XVI веке, были кентерберийскими монахами и пришли обращать Русь в католичество. Но судьба повернулась так, что они сами приняли православие. И вплоть до моего деда, которого репрессировали, все мои предки по линии отца были священниками.

Мать - литовка из города Паневежис. Ее семья владела мельницей, и еще до войны их всех, как богатых кулаков, сослали в Сибирь. А папа - Степан Григорьевич - еще до вой­ны окончил военное училище, по распределению попал на остров Сахалин. Однажды поехал в командировку в Красноярск - там и встретил мою маму. После войны, в 1947 году, они переехали на родину отца в Ульяновск, где я и родился.

Ну а сам я в детстве много читал, учась в 4-м классе, случайно в школьной библиотеке нашел «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака, которые проиллюстрировал великий художник Гюстав Доре. И настолько сильное впечатление произвела на меня эта книга, что я стал рисовать рыцарей и замки буквально везде: в тетрадях, на партах, в школьных учебниках. На уроках рисования наш учитель часто хвалил меня за мои фантазии в работах, говорил, что из меня может получиться большой художник.

Но к тому времени я увлекся уже книгами о пиратах, хотел стать настоящим морским волком. А тут еще из Одессы в Ульяновск на каникулы приехал выпускник нашей школы. Он был в морской форме - такой красивой, элегантной. И после этого я окончательно решил поступать в мореходку.

После 8-го класса поехал в Одессу, поступил. Там была строжайшая дисциплина, нас гоняли по полной программе, поначалу мне все это очень нравилось. Однако за год учебы я немного повзрослел и подумал, что ловля рыбы - это, конечно, не совсем то, о чем мечталось...

- А как же вы стали художником?

- Помог случай. Моя тетка из Ростова-на-Дону - врач по специальности - уезжала по контракту в Сибирь. Предложила пожить у нее, и я согласился, даже не зная, чем в Ростове буду заниматься. Потом только вспомнил о том, что в школе хорошо рисовал, вернулся в Ульяновск, взял все свои творческие опусы. Решил поступать в Ростовское художественное училище и, как ни странно, поступил. Вначале, конечно, трудно пришлось - все же у меня не было никакого художественного образования, но вскоре втянулся.

- А жили на что?

- Тоже нашел выход из положения. Вечерами я работал сторожем. Чтобы время не терять, по совместительству устроился еще и дворником. Ночью старался часа два-три поспать, утром шел в училище. А отучившись, бежал разгружать вагоны. И после этого шел еще в местный ТЮЗ, где числился художником-бутафором...

Затем, проучившись три года, я решил пойти в армию. Попал в ракетные войска. Там поначалу не все складывалось гладко: я постоянно нарушал дисциплину, даже пару раз сидел на гаупт­вахте, но в конце службы даже две почетные грамоты получил. А как уволился, поехал на родину мамы, в Паневежис, там работал художником в Театре драмы под руководством великого актера Донатаса Баниониса.

Дальше можно было бы долго описывать мою жизнь, которая была полна историй и сюрпризов. Но если говорить о профессии, то вспоминается вот что.

В юности я долго не ощущал себя настоящим художником. Да, уже хорошо рисовал и зарабатывал неплохие деньги своим ремеслом, но в дальнейшем видел себя кем угодно, только не художником. И вот как-то снится мне сон, будто я хожу по некой галерее, где висят мои картины, которые в реальности я еще не написал. А со мной какой-то дед. Он время от времени комментирует мои работы, делает замечания - с чем-то я соглашаюсь, с чем-то нет.

В один момент оборачиваюсь, а деда нет. Я поднимаю голову вверх и вижу, как он улетает и что этот дед, оказывается, Леонардо да Винчи! Я кричу ему что-то, а он молча бросает мне шар, который я ловлю... И вот, проснувшись, я понял, что наконец состоялся как художник.

Но и это было только начало. Вскоре я поехал в Загорск, стал изучать там иконопись. Позже начал выезжать за рубеж - изучал там историю живописи, копируя в музеях великих классиков. При этом и сам постоянно экспериментировал, искал свой стиль, совершенствовался в портретном жанре. Сегодня это, пожалуй, главный мой заработок, но я работаю и в других направлениях: в символизме, кубизме... И в результате долгих экспериментов родился мой стиль - Dream Vision. Объясняю это как некий сон, который ты помнишь после пробуждения минут 15. Вот эти остаточные впечатления как бы и переходят на холст...

«МОСКВУ Я НЕ СРАЗУ ПРИНЯЛ»

- Никас, многие художники живут очень скромно. А у вас так хорошо получается зарабатывать. В чем секрет?

- Чтобы хорошо зарабатывать, нужно очень много работать. И у меня для этого хватает энергии. Кроме того, у меня всегда была цель, и цель эта - быть профессионалом. Всю свою сознательную жизнь я рисовал.

Еще в 1977 году сделал свою первую выставку, где продал почти все картины. Я до сих пор помню эти заработанные 2850 рублей - тогда, кстати, и решил копить на квартиру. Еще подзаработал фарцовкой - друзья подсказали, что можно привезти из Польши, потом помогли привезенный товар реализовать. На эти деньги купил квартиру в Вильнюсе...

Это сейчас в порядке вещей, а тогда, в самом начале 80-х, трудно было даже представить, что у меня, 24-летнего молодого человека, может быть своя квартира! Потом я решил поменять Вильнюс на Таллин, там спокойно жить и работать. Но один мой московский друг как-то сказал: «Никас, если хочешь состояться как художник, тебе нужно жить в Москве». Шел 1982 год. И через год я переехал в столицу, поменяв свою квартиру на комнату в Теплом Стане.

- Москва сразу вас приняла?

- Не сразу. Вернее, не она меня, а я ее не принял поначалу. Уже переехав в столицу, я снова вернулся в Вильнюс по личным обстоятельствам и там провел еще год. Потом как-то заскочил на день в Москву, чтобы оплатить коммуналку и вернуться назад.

Оплатил, купил обратный билет. На следующий день должен был ехать, но той ночью долго не мог уснуть. Чтобы как-то отвлечься от дурных мыслей, открыл окно и... услышал трели соловьев. Вот тогда вдруг как-то и влюбился в столицу. Порвал билет. Позже путем обменов и покупок переехал ближе к центру. А сейчас живу в пяти минутах ходьбы от Кремля...

Ну и еще должен сказать, судьба дарила мне разного рода встречи. Скажем, был у меня друг-югослав Тони. Как-то он прислал мне презент из Парижа - передал через свою жену, которая не говорила по-русски. Та взяла с собой подругу-француженку, которая изучала русский язык. Мы встретились с этой девушкой и понравились друг другу, она стала часто приезжать в Москву.

Вскоре я сделал ей предложение, мы поженились. Брак был недолгим, однако у меня появилась возможность выезжать за рубеж. Вот тогда и стал ездить, чтобы изучать старых мастеров, начал выставляться в галереях Италии. А в начале 90-х и у нас в России появился большой интерес к символизму, сюрреализму. И как-то все пошло-поехало...

«ВАН ГОГ БЫЛ ШАЛОПАЕМ»

- По поводу популярности. Скажем, Модильяни при жизни не был признан, только когда умер, его картины сочли шедеврами. Вам в этом плане грех жаловаться, не правда ли?

- Я никогда ничего особенного не делал для того, чтобы стать известным. И никогда к этому не стремился. Раньше, правда, редко кому отказывал в интервью, сегодня, конечно, стал более избирателен в этом смысле.

А что сделало меня известным, так это мои основные правила, которые были и остаются неизменными до сих пор. Первое - это профессионализм, второе - духовность, третье - обязательность. То есть я никогда не даю обещаний, которые не смогу выполнить. И я все время стараюсь совершенствоваться в своем творчестве.

- А как думаете, почему некоторые ваши коллеги не воспринимают вас как большого художника? Может, просто завидуют?

- Я расскажу вам реальную историю, которую описал художник Михаил Нестеров в своих мемуарах. Как-то он и Виктор Васнецов были приглашены на обед к Василию Сурикову.

Во время обеда Суриков встает и произносит тост: «Друзья, давайте выпьем за трех самых великих художников России!» Они выпили. Вскоре Васнецов откланялся - ему нужно было срочно уйти.

Суриков опять поднимает бокал и говорит: «Михаил Васильевич, да какой он, Васнецов, художник? Иллюстратор детских сказок, только и всего! Давай, мой друг, выпьем за двух великих художников!» Они выпили.

И когда, уходя от Сурикова, Нестеров уже спускался по лестнице, он подумал: наверное, сейчас Василий Иванович пьет за самого себя... Так устроен творческий мир, и с этим уже ничего не поделаешь.

- Кого из современных художников можете выделить?

- Скульптора Александра Рукавишникова, Зураба Церетели. Раньше нравился художник Пивоваров - кстати, недавно прошла его ретровыставка в Москве. Вообще, сегодня много хороших молодых художников, но выделит их, выдвинет на первый план только время.

Вы знаете, лет пять назад я был у одного банкира, который в Москве открывал свой филиал. В большом холле на первом этаже он развесил работы какого-то деревенского художника. Вначале они показались мне очень наивными. Потом я поднялся в кабинет банкира на второй этаж, там увидел очень четко графически вычерченные работы. Тоже неизвестного художника. Но когда я узнал, сколько они стоят, меня это очень удивило.

В его живописи зрителю как бы предлагалось за каждый выверенный почти линейкой кусок полотна заплатить сполна. И это мне не понравилось. Вернувшись снова вниз, я еще раз присмотрелся к картинам деревенского художника. Они светились от любви автора к тому, что он делает. И дарили свет каждому...

- А если взять Ван Гога. Как считаете, он добился успеха за счет таланта или все-таки раскрутки?

- Мало, наверное, кто знает, но Винсент Ван Гог был достаточно обеспеченным человеком. Не сам он, кончено, стал богатым, а его брат. Тот занимался продажей картин, и не простых художников, а таких мастеров, как Рембрандт, Веласкес, Гойя. У него также было и свое производство, где делали холсты, краски, другие принадлежности для художников. И, разумеется, брат изо всех сил продвигал Ван Гога.

Правда, автор «Подсолнухов» был шалопаем, и когда брат давал ему больше, чем надо на жизнь, Винсент с друзьями все деньги просто пропивал или тратил на проституток. Тем не менее он мог пользоваться лучшими красками, дорогими холстами. И мы сегодня видим, что у многих художников тех времен краски на холстах потрескались, а у Ван Гога все картины до сих пор в отличном состоянии.

Да, он создал, конечно, свою особую манеру письма. Но состояться ему помогла хорошая пиар-кампания. Все-таки богатые люди покупают, скорее, не столько само полотно, сколько раскрученное имя художника.

По этому поводу я вспоминаю об одной женщине, не очень красивой. Как-то задал ей вопрос: «А не боишься, что муж тебя бросит?» Она отвечает: «Никогда. Он в меня уже столько денег вложил, что я стала частью его собственности!» Вот так же и с художниками. Люди, заплатив большие деньги, уже не могут сказать, что купили не великое произведение.

А насчет пиара, раскрутки могу сказать, что еще древние греки говорили: если человек при жизни заставил говорить о себе, то он будет жить, пока существует мир. Яркий пример - Диоген, который создавал вокруг себя столько историй. Одна из них о том, что он жил в бочке. Наверное, с учениями Диогена можно спорить. Но если вдруг сейчас найдут какие-то его неизвестные доселе рукописи, они будут стоить невероятных денег!

Фото из архива Н.Сафронова

Просмотров: 2752
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Найдена оригинальная замена сексу
Исследование специалистов туристической компании Contiki продемонстрировало интересные результаты.
20 октября 2018
Владимир Путин назвал виновника трагедии в Керчи
По мнению Владимира Путина, виновником массовой бойни в Керчи, устроенной студентом 4-го курса политехнического техникума является глобализация.
18 октября 2018
Стала известна причина взрыва в колледже в Керчи
Чрезвычайное происшествие в политехническом колледже в Керчи произошло из-за неустановленного взрывного устройства.
17 октября 2018
За убийством саудовского журналиста наблюдал консул Саудовской Аравии
Пропавшего саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи пытали и обезглавили в присутствии консула королевства в Турции. Об этом сообщает издание «Известия».
17 октября 2018
Красноярский чиновник посоветовал обманутым дольщикам самим достроить жильё
Обманутым дольщикам стоит за свой счёт закончить строительство дома. Кроме того, лучше «бросить 200 тысяч мимо», но при этом остаться живым и здоровым, считает Евгений Ганчуков, занимающий пост замминистра строительства Красноярского края.
17 октября 2018
Столетняя британка связала долголетие с секретной добавкой в чай
Жительница Британии Бетти Ньюшем, недавно отпраздновавшая свой 101-й день рождения, рассказала, что прожила так долго из-за того, что ежедневно добавляла в чай секретный ингредиент.
18 октября 2018
Загрузка...