Срок немалый, можно подвести итоги, хотя бы промежуточные. С этой целью мы и встретились с Алексеем Кортневым и Валдисом Пельшем, с которых, собственно, и начался «Несчастный случай».
- Так с чего же все началось?
Валдис Пельш: Знакомство произошло в сентябре 1983 года. Я и Леша стали студентами МГУ - философского и механико-математического факультетов соответственно. Чуть позже пришли в студенческий театр все того же МГУ становиться актерами.
Мнение друг о друге у нас тогда было только негативное. Я видел, как Леша старается всем понравиться своей игрой на гитаре, а я не думал даже стараться. Через неделю после начала занятий была репетиция в воскресенье. Все столовые закрыты, есть нечего. Леша - московский, я - общежитский. У Леши было три бутерброда с ветчиной, а у меня - ни одного. И вдруг он отдает два мне! Подумал, вот чудак, но проникся поступком.
Потом мы подружились. И создали «Несчастный случай». Через пару месяцев - в декабре - уже выступали на одном из студенческих концертов. Ну а дальше пошло-поехало. Это если кратко.
СЧАСТЛИВОЕ НАЗВАНИЕ
- А кто додумался до такого странного названия?
Алексей Кортнев: Вариантов было много. «Неправильные пчелы», например. Или «Музыкальный руководитель» - «МузРук».
Валдис Пельш: На самом деле название «Несчастный случай» появилось практически сразу. В школе, в которой учился Леша, была группа с таким же названием. Он ужасно завидовал ребятам, которые в ней играют, а они не брали его к себе. Со временем группа развалилась, конечно.
Алексей Кортнев: Она не то что развалилась - она даже не смогла выйти из подвала, в котором репетировала. Потому что прямо напротив этого подвала был магазин «Варна», в котором продавалось плодово-ягодное болгарское вино за рубль двадцать. И на репетиции они ходили с ящиками из этого магазина. А мы, младшеклассники, ложились на загаженный голубями асфальт и смотрели в окошко на вино, на гитары. И завидовал я этому всему просто до дрожи!
- Ну в итоге у них произошел «несчастный случай», у вас же, наоборот, счастливый.
Валдис Пельш: А у нас и такое обоснование на этот счет было придумано, что это, дескать, оберег такой. И мы одно время дурили журналисток молоденьких, что не можем сказать, почему так группа называется: мол, как только отвечаем на этот вопрос, сразу же какое-то несчастье происходит.
Алексей Кортнев: Да, мы так говорили до тех пор, пока нами интересовались эти самые молоденькие журналистки, а не бабушки. Сейчас уже так отвечать нет ни малейшего смысла. Был период, когда нас называли «Нескучный сад». Был период, когда нас просили спеть «До свиданья, мама», путали с Мазаевым. В сознании людей: лысый человек играет - и не важно, кто конкретно на сцене стоит...
«ДАЖЕ ЖИЛИ ВМЕСТЕ!»
- Вы уже столько лет вместе. Валдис, доверите ли вы укладку парашюта Алексею? Алексей, доверите ли вы настройку гитары Валдису?
Алексей Кортнев: На самом деле настройка музыкальных инструментов - не смертельно опасное занятие, всегда можно поправить. А вот неправильно выброшенный парашют...
Валдис Пельш: На самом деле есть еще запасной. Так что я готов рискнуть! (Смеется.)
- Сколько вы смогли бы прожить вместе в одной палатке, если бы собрались куда-то в поход?
Валдис Пельш: Я сейчас занят большим документальным проектом и в ближайшее время улетаю в Антарктиду - там буду с группой жить полтора месяца в машине. И если бы Леша не был певцом, композитором и поэтом, а был, например, оператором, то я с удовольствием взял бы его с собой.
Алексей Кортнев: У нас был опыт очень долгого совместного проживания в чрезвычайно замкнутом пространстве. Я говорю про давние времена, 1987 год. С одним известным советским печатным изданием мы старым составом «Несчастного случая» путешествовали по БАМу. Прожили месяц душа в душу и ни разу не поссорились. Хотя было много моментов, когда это могло произойти...
- А за все эти годы желание расстаться у вас было? И сколько раз?
Алексей Кортнев: Желание расстаться посещало, но в последний раз такие позывы у меня были уже очень давно. Дело в том, что мы не варимся в закрытой посуде, мы вращаемся по своим орбитам. У каждого музыканта ансамбля есть свои личные дела. Кто-то пишет музыку для кино и телевидения, кто-то занимается рекламным агентством, кто-то печет хлеб...
Валдис Пельш: Я, как вы знаете, то появляюсь, то исчезаю.
- Кстати, вы раньше выступали только в белых костюмах, так?
Алексей Кортнев: Было такое. Лет 25 назад у нас так повелось, что мы выступали в белых костюмах. У нас был даже такой лозунг: «Белых одежд не запятнать!» Потом со временем все как-то начали пестреть на сцене, и нам надоело рядиться в белое.
«НИЧЕГО ЛИЧНОГО – ТОЛЬКО БИЗНЕС»
- Во многих музыкальных коллективах любят разыгрывать друг друга. У вас такое было?
Алексей Кортнев: Конечно! Хочется рассказать подробнее, но, увы, самое-то интересное как раз и нельзя - не совсем для печати.
Валдис Пельш: Я должен сейчас раскрыть тайну: я согласился стать ведущим передачи «Розыгрыш», после того как Леша пошутил в бане над нашим саксофонистом Пашей Мордюковым. Леша решил окатить его ледяной водой, как только тот выйдет из парилки, и перепутал краны. А надо сказать, что пар в бане идет совершенно одинаково - что от кипятка, что от холодной воды. И мы видим, как краснеет кожа у Паши, и он говорит: «Леша, ты дурак?» Но в жизни человека, который как-либо связан с юмором, всегда есть место розыгрышу: либо его разыгрывают, либо он. Просто всегда это надо делать с любовью!
- В передаче «Розыгрыш» тоже так было?
Валдис Пельш: В основном да. Хотя у нас было несколько розыгрышей, где звезды вели себя некорректно, например, один человек бросил другого одного в глухом лесу. Мы, естественно, это не показали. Ну или вот: как разыграть Ксению Собчак? Спроси у любого, и тебе ответят: «Жестко!» А когда мы разыграли Николая Николаевича Дроздова, то для всей страны стали просто тварями, хотя розыгрыш был безобидный...
Вообще, мы с Таней Арно не принимали участия в разработке сценариев, не знали, кого разыгрывают, во избежание утечки информации. Наша работа была только в студии. Татьяна однажды должна была вывалить на голову Мише Гребенщикову кастрюлю с холодными макаронами. Она пришла ко мне перед началом съемки и сказала: «Валдис, я не смогу». Пришлось мне это делать...
Я перед началом студийных съемок заходил в гримерную комнату к каждому из участников и говорил: «Ничего личного, only business». И закрывал дверь.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
- Чем будете заниматься после празднования юбилея?
Алексей Кортнев: Уже в марте следующего года, после всех торжеств, мы сыграем премьеру мюзикла «В городе Лжедмитрове». Уже активно репетируем. Режиссером у нас выступает Максим Виторган. А к следующей осени будем выпускать альбом.
Валдис Пельш: Я сейчас больше занимаюсь документальной историей. Снял восемь фильмов, два из которых будут показаны на Первом канале. Еще несколько проектов находятся в разных стадиях подготовки. Один из них про Эверест.
- Ну а в Антарктиде что делать будете?
Валдис Пельш: Два или три года назад я озаботился тем, что в 2020 году будет 200-летие открытия Антарктиды, все туда ломанутся. И решил это сделать раньше. Я не знал, что такое Антарктида, не знал, чего стоит организовать экспедицию. На это ушло два с половиной года. Теперь мы пойдем по длинному пути, будем все снимать. Красивое, загадочное место, о котором мало кто знает. Мы идем в тепличных условиях: там будет лето, средняя температура - минус 15-20, максимум - минус 35. Вернусь уже в январе.
После этой новости «повесился» мой концертный директор, который узнал, что в декабре мы из-за этого не работаем вообще. Но это того стоит. Сейчас все, чем я занимаюсь, мне безумно интересно - я о таком давно мечтал!
Валерия Хващевская.
PERSONA STARS