Общественные и социальные новости
2666

ЗИЛ: делится или умножается?

ЗИЛ: делится или умножается?

Что такое ЗИЛ? Он же АМО, он же АМО имени П. Ферреро, он же 1-й ГАЗ, он же ЗИС... Ну, конечно, промышленный гигант, город в городе со своими маршрутами автобусов на территории. Разумеется, гордость советской экономики со множеством дочерних компаний. Дома у меня стоит холодильник. Он хоть и работает, но уже не используется, отключен. Так вот этот холодильник я помню столько же, сколько себя. А мне 45 лет. И очень мне нравится то, что этот холодильник запирается на ключ. Зачем это нужно - непонятно. Может, в те далекие времена, когда он был создан и полстраны жило в коммуналках, это была защита от голодных соседей? А может, мог использоваться как сейф? Так вот это чудо техники, родом из моего детства и работающее поныне, носит гордое название ЗИЛ.

Ну да как бы то ни было, а известен завод имени Лихачева прежде всего своими автомобилями. Для чего, собственно, и был создан в 1916 году как Завод автомобильного московского общества. Изначально здесь планировалось развернуть производство лицензионного полуторатонного FIAT. Завод начал строиться под руководством известных специалистов А.В. Кузнецова и А.Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К.С. Мельников.

Однако вскоре грянула революция и все едва не пошло насмарку. Денег остро не хватало. Поэтому было решено начать отверточную сборку, закупая детали в Италии (ну все прямо как сейчас!). Затем завод стал вообще авторемонтным. И только в 1924 году начался выпуск первых советских грузовиков АМО-Ф-15. А в 1927-м директором завода был назначен И.А. Лихачев. И все же первые советские грузовики были очень дороги и нерентабельны. В 1930 году завод купил лицензию у Autocar из США, и в серию пошли АМО-1, АМО-2 и АМО-3, позже ставший ЗИСом. Но, пожалуй, самой удачной моделью завода является ЗИЛ-130, знаменитая "рабочая лошадка" с двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Нельзя не упомянуть и легендарную "катюшу", бесствольную систему полевой реактивной артиллерии. Принятая на вооружение 21 июня 1941 года пусковая установка на базе ЗИС-6 наводила такой ужас на фашистов, что могла остановить наступление только слухами о своем появлении на данном участке фронта.

Старшее поколение наверняка помнит и знаменитые легковые ЗИЛы, наравне с газовскими "Чайками, обслуживавшие высшее руководство СССР. На таких машинах принимали праздничные парады на Красной площади. Увы, теперь руководство России пользуется услугами немецкого автопрома.

Что еще вспоминается, когда речь заходит о заводе имени Лихачева?.. Конечно, это легендарный футбольный клуб "Торпедо", ныне, увы, совершенно бесхозный. А ведь команда была основана в 1924 году как клуб автомобильного завода АМО. Какие имена дал мировому футболу клуб "Торпедо"! Эдуард Стрельцов, Валентин Иванов, Слава Метревели, Валерий Воронин! Сегодня один из лучших, если не лучший, стадионов в Москве - имени Э. Стрельцова. Но вот незадача... "Торпедо" болтается в первом дивизионе, и не факт еще, что выйдет в Премьер-лигу. И отнюдь не по спортивным причинам. Нет денег, чтобы внести взнос за участие в ПЛ и обслуживание матчей. Между тем присутствуют и совсем непонятные вещи. Руководство стадиона им. Стрельцова требует с родного клуба по 1 млн 650 тыс. рублей за встречу. Ну это уже вообще ни в какие ворота.

АМО ЗИЛ тоже вряд ли поможет своим. Хотя чистая прибыль завода в 2013 году и составила 2769,4 млн руб., этого не хватит не только для содержания клуба, но и для поддержания собственных штанов.

Вместе с тем весьма отрадно, что свой культурный центр ЗИЛ не забросил и там проводятся различные интересные мероприятия. Кстати, на ЗИЛе работала знаменитая актриса Светлана Крючкова. После провала в Школу-студию МХАТ трудилась на заводе слесарем-сборщиком. Через год она поступала в Щукинское училище, но опять не повезло, и Светлана Николаевна опять возвращается на ЗИЛ. Работала там в три смены.

Что же происходит сейчас на заводе, давшем нашей стране столько знаменитых имен, моделей автомобилей, бытовой техники? Если коротко, завод дербанят. И этот процесс очень легко прослеживается. Вот, например, на официальном сайте ЗИЛа есть раздел "Вакансии". Открываем... и видим, что заводу никто (!) не нужен.

А вот в разделе "Недвижимость" - красота! Там и продажа, и аренда присутствуют в полном объеме. Вот как это выглядит: "Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) предлагает в аренду офисные, складские, производственные помещения различной площади (выделено модераторами сайта). Если указанные площади вас не заинтересовали, изложите, пожалуйста, свои требования и мы подберем для вас на территории АМО ЗИЛ альтернативные варианты". Другими словами, "мы согласны на любые ваши условия, только деньги несите!"

На этом фоне довольно-таки любопытно выглядит следующее программное заявление: "В соответствии со стратегическим направлением, заданным главным акционером - правительством г. Москвы, идут процессы оптимизации и переноса производственных мощностей в регионы и концентрация производственных подразделений на территории около 50 га. Остальная часть территории завода планируется для реализации различных девелоперских проектов". Конечно "перенос производственных мощностей в регионы" - прекрасно. Но! Есть ли в планируемых регионах специалисты, способные эти самые производственные мощности освоить? Люди-то вряд ли в регионы из Москвы переедут. А никакого сотрудничества с учебными заведениями руководством ЗИЛа не предусмотрено. Есть, правда, некая "Система подготовки кадров". Это тоже раздел с официального сайта. Жаль, газетная площадь не позволяет процитировать это "водное пространство" целиком. Но вот часть: "Задачами кадровой политики АМО ЗИЛ являются сохранение основного кадрового потенциала завода и пополнение его новыми квалифицированными кадрами, предоставление необходимых условий труда, мотивации персонала, обеспечение профессиональной подготовки и содействие личностному росту каждого сотрудника". Интересно, откуда берется пополнение квалифицированными кадрами? Об этом ни слова. И, повторюсь, каким образом сохранится кадровый потенциал завода при переносе мощностей в регионы?

Теперь о девелоперских проектах. Столичный департамент строительства (а город главный акционер АМО ЗИЛ, владеет более 50% акций) разрабатывает программу застройки территории промзоны ЗИЛа за счет городского бюджета. В планах департамента: строительство поликлиники и пожарного депо, а также модернизация улично-дорожной сети и проектирование детсада и школ. Проект рассчитан на 10 лет.

Плюс еще проводится конкурс, предметом которого является право заключения договора купли-продажи 99,9308%-ной доли в уставном капитале ООО "Промобъект", находящегося в собственности АМО ЗИЛ. Начальная цена продажи доли - 23,4 млрд рублей. Победитель будет определяться по следующим критериям: предложенная цена, сроки реализации, опыт работы (необходимо иметь за спиной не менее 10 млн кв. м построенного жилья) и показатели финансово-экономической деятельности претендента. Инвестор должен будет возвести около 1,5 млн кв. м жилья и апартаментов и энное количество объектов коммерческой недвижимости. Также победитель обязан будет до 2016 года демонтировать сооружения на площади 27 гектар, где город как раз и собирается строить те самые детские сады, школы и пожарное депо.

Есть еще любопытный проект строительства парламентского центра от Юрия Григоряна, руководителя бюро "Проект Меганом". По его плану на "носу полуострова" появится набережная и до Кремля можно будет добраться буквально за 5 минут. В свою очередь, строительство центра даст толчок развитию юго-востока Москвы, будут быстро построены дороги, станет понятно, кто купит квартиры в районе. А это придаст уверенности инвестору.

В общем, будут и "Технопарк ЗИЛ", и "Планета ЗИЛ", и паче чаяния парламентский центр. Ну и, будем надеяться, что-то останется на территории непосредственно для производства основной продукции завода. А она до сих пор очень разнообразна: эвакуаторы, пожарные машины, самосвалы, пищевые автоцистерны и много чего еще. Всего около 20 позиций. Плюс запчасти.

Внушает оптимизм и то, что ЗИЛ не отказался от своих социальных программ: работникам предлагается доступный отдых в оздоровительных учреждениях завода. Это санатории-профилактории в Подмосковье, база отдыха в Тверской области.

Таким образом, хотя АМО ЗИЛ, безусловно, находится в жесточайшем кризисе, выбраться шансы есть. Пусть ценой потери большей части территории (ну очень уж лакомый кусок - 275 га!), утраты былой спортивной доблести, (увы, футбольный "Торпедо" заводу не потянуть), ценой некоторых имиджевых потерь. Остаться бы на плаву! АЗЛК вот не выкарабкался.

...А я пойду загляну в свой отключенный холодильник ЗИЛ, возьму баночку варенья к чаю и запру бессмертный агрегат на ключ!

Алексей Речкин

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (3)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru