Почти 1000 сотрудников, работающих в муниципальных СМИ, могут остаться без работы в Московской области.
С чего все началось? Тревогу забил один телеграм-канал, который рассказал о том, что в Подмосковье закрывают все муниципальные газеты. В результате почти 1000 человек остаются без работы.
Городским и районным СМИ из 3 млрд рублей, выделяемых в Московской области на СМИ, доставался примерно миллиард. Остальные направлялись на финансирование канала 360 и публикации в федеральных СМИ.
Что касается местных изданий, то в них печатали немало интересных материалов о жизни городов и деревушек Подмосковья. Народ любил их, но потом с газетами стало происходить что-то странное...
Вначале они исчезли из киосков печати. Жители могли получать любимые издания только через подписку. Потом у газет забрали рекламу. Контракты оформлялись через специальное учреждение Московской области, цены росли, количество падало. Вскоре газеты могли получить деньги только у чиновников. Ну а дальше полностью зависимые СМИ печатали только то, что им скажут. Сначала полос, которые присылала администрация Московской области, было четыре, потом их стало в два раза больше. А местная тематика уходила на второй план.
Одним из тех, кто принципиально выступил против оптимизации, затеянной новым заместителем председателя правительства Московской области, курирующим сферу информационных коммуникаций, стал заместитель председателя Союза журналистов Подмосковья, теперь уже бывший главный редактор «Люберецкой панорамы» Рустам Хансверов.
Мы дозвонились до него, и вот что он рассказал:
- В 2006-2007 годах газеты передавались с местного уровня в ведение министерства печати Московской области, которое позже заменило ГУИП (Главное управление информации и печати). Затем были созданы автономные учреждения - информационные агентства. Последние пять лет на печать одной нашей газеты (8 полос) выделялись 8,5 миллиона рублей в год, эти деньги покрывали типографские расходы и заработную плату сотрудникам, а также тратились на распространение газеты. За остальные полосы платили или администрации городов, или рекламодатели.
Это было до середины нынешнего года. Теперь деньги решили передать ИД «Подмосковье», а люди оказались не нужны. В результате останутся всего треть редакторов и один-два корреспондента-стрингера в каждом городе, которые будут работать даже не в штате.
Закрываются редакции, куда обращались граждане со своими проблемами. Сегодня «Люберецкая панорама», к примеру, выходит в Истре, и в выходных данных стоит фамилия главного редактора газеты «Подмосковье сегодня» Ильи Попова.
В Московской области через год выборы губернатора, а через два - президента. Образованные, много знающие о реальной ситуации с исполнением поручений президента России и губернатора Московской области журналисты в каждом городском округе будут обозлены. Вряд ли они станут молчать, скорее пополнят ряды оппозиции. А ведь в области около 60 газет!
Надо было как минимум посоветоваться с людьми, а не решать келейно. Вероятно, те, кто сейчас отвечает за информационную политику в Московской области, считают, что о деятельности губернатора надо больше рассказывать в федеральных СМИ, а с местными все и так понятно: жители верят, что у них в области и городском округе все хорошо. Я столь оптимистичных надежд не разделяю.
Министерству информационных и социальных коммуникаций надо понять и осознать, что коммуникации выстраивают живые люди, и, решая проблему кадров по принципу «нет человека - нет проблем», оно рискует получить кучу других.
От себя - человека, два года проработавшего корреспондентом в одной из подмосковных газет, - могу сказать: городские СМИ рассказывали не только о настоящих, но порой и о мнимых успехах в регионе, убаюкивая свою и своих работодателей совесть. Бывали и материалы о недостатках и проблемах, в которых, правда, обвиняли кого угодно, но только не власти предержащие.
Газеты пестрели фотографиями моложавого губернатора и розовощеких глав городов и районов. Читателей старшего поколения это раздражало, они хотели видеть правдивую информацию без лизоблюдства и поощрения тщеславия больших и маленьких начальников. А молодежь вообще газет не читала, потому что в жизни наблюдала одно, а на страницах СМИ - другое.
А в этом году в Подмосковье решили и вовсе избавиться от редакций городских СМИ, заменив их стрингерами.
Кстати, заместитель министра информационных и социальных коммуникаций Московской области Кристина Дюкова, озвучившая идею со стрингерами во время совещания в администрации Московской области, ссылалась на американскую и европейскую практику работы СМИ. В нынешнее время ссылка на этот опыт как минимум кажется несвоевременной и неактуальной.
Андрей Князев.
Фото: ADOBESTOCK