Реформа образования привела к тому, что лицеи и гимназии вынуждают сливаться с обычными школами, где просто сформируют профильные классы. Уничтожение бюджетных спецшкол ограничит возможности одаренных детей и понизит уровень образования в целом, считают эксперты.
Ведущие учителя лучших московских школ обратились к президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым письмом в поддержку физико-математических и других профильных школ. «Школы должны быть разными, - пишут они. - Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы. На смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке...»
Дело в том, что дополнительная нагрузка в виде спецкурсов, факультативов, кружков и т.п. в спецшколах финансировалась лучше, чем в обычных. А новый формат подушевого обеспечения школьника не предполагает дополнительных средств из бюджета на одаренного ребенка.
Если сделать простейший расчет, станет ясно: упразднение, скажем, лицеев экономически совершенно неоправданно. Прикинем хотя бы на примере Москвы.
В столице около ста лицеев и гимназий. Всего школ - около двух тысяч. В среднем спецшколы получали вдвое больше, чем обычные, в расчете на школьника. Отбираем эти деньги, получаем 100 средних финансирований одной школы. Делим на 2000 школ, получаем повышение на 5% (или даже меньше, ведь специализированные школы малочисленнее массовых). Золотой дождь на средние школы не прольется, а вот спецшколы погибнут.
Пока выход только один - собирать деньги с родителей тех детей, кто уже учится в лицее, а не можешь - добро пожаловать в обычную школу. Набор в младшие классы лицейских школ планируют прекратить уже в этом году.
«У нас решили их ликвидировать одним махом. То есть законодатель сказал: никаких спецшкол, гимназий, все равны перед законом, всем - подушевое финансирование. Это на самом деле бьет по настоящим сильным школам», - говорит учитель математики Александр Ковальджи.
«Я считаю, что нормативно-подушевое финансирование, когда школу финансируют в зависимости от количества детей, которые в ней учатся, то есть считают буквально по головам, - ущербно, - говорит директор московской школы №1199 «Лига школ» Сергей Бебчук. - Предполагается, что все школы будут обучать своих питомцев на одном уровне. Но, к сожалению, дети все разные. В итоге одним детям финансирование окажется избыточным (их учебные интересы не превышают «пройти и забыть»), а другим детям этого финансирования явно будет недостаточно. А в большой школе-комплексе, где собраны и те и другие, одних будут финансировать за счет недоиспользования средств другими. То есть в одной школе «объесть» одних в пользу других - нормально, а собрав детей в особую школу - нет».
Справедливость, по мнению чиновников, будет заключаться в том, чтобы прогонять школьников через тесты на одаренность и тем, кто покажет наивысшие результаты, выплачивать гранты на дополнительное обучение. Однако ни условий для реализации этих денег, ни гарантии того, что в обычной школе наберется достаточное количество умников и умниц для создания спецсекций, нет. Несмотря на активное выступление педагогов, спецшколам настоятельно рекомендуют начать процесс объединения с обычными школами. В этой ситуации многие преподаватели собираются за счет личного времени поддерживать талантливых ребят и до последнего спорить с теми, кто за оптимизацией не видит реальных детей.
«Среди разработчиков концепции нет ни одного педагога, который вырастил бы с начала и до конца хоть одного одаренного ребенка. Это кабинетный документ, не имеющий к повышению качества образования никакого отношения», - считает заслуженный учитель России, руководитель городского математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин.
Екатерина Спасская
Фото PHOTOXPRESS