Российские подростки мечтают стать богатыми людьми, не представляя при этом, как будут управлять личными счетами. Зато даже второклассники в нашей стране знают, что такое «крышевание» и «серый нал».
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела первое в истории международное исследование финансовой грамотности среди молодежи. Эксперты оценивали знания и навыки 15-летних подростков из 18 стран мира. Интересовались, понимают ли дети, что такое банковские счета, налоги, нормы сбережения, и готовы ли они быть пользователями финансовых услуг.
Лучшие результаты показали китайские и бельгийские учащиеся. Российские школьники заняли 10-е место. Мы не в хвосте - худшие показатели у Колумбии. К тому же не отстаем по баллам от США и Франции. Однако и достижением это не назовешь. Дети вот-вот стартуют во взрослую жизнь, им предстоит самостоятельно планировать свои расходы, а они почти ничего не знают о кредитах, ипотеке и ценных бумагах.
Почему рейтинг возглавили подростки из Шанхая, более-менее ясно - в КНР есть программа повышения финансовой грамотности среди учащихся (CIEFR), разработанная министерствами образования и финансов, и, видимо, она эффективна. Но почему до их уровня недотягивают российские старшеклассники - вопрос. Ведь практически во всех школах нашей страны в течение двух лет преподается экономика.
«А кто ведет уроки? В лучшем случае географы и историки, которые тоже нуждаются в ликбезе, - говорит президент Уральского финансового центра Ренат Хилажев. - Да что учителя... Я не раз встречал профессиональных экономистов, не умеющих рассчитывать собственные средства на месяц, полгода и год вперед».
Профессор, директор программы «Мастер финансов» Российской экономической школы Алексей Горяев видит причины нынешней финансовой безграмотности детей и их родителей в советском прошлом. Люди привыкли жить от зарплаты до зарплаты и не доверять государству. Они усвоили: положишь деньги в банк - при очередном кризисе сгорят, вкладываться не во что и нечем - перебиваясь с копейки на копейку, Рокфеллером не станешь.
«Ситуация давно изменилась, но человеческое сознание не слишком «маневренно». 56% семей в России по-прежнему не планируют бюджет, - замечает Алексей Горяев. - Молодежь, а через нее и более зрелые поколения надо информировать, обучать. Во многих странах мира действуют национальные программы финансовой грамотности. В Канаде и Австралии они, например, предусматривают подготовку населения начиная с детского сада и семьи. В раннем возрасте закладываются модели будущего финансового поведения. Скажем, если мама и папа с трудом сводят концы с концами, в начале месяца шикуют, а к середине приходят с пустыми кошельками, то и дети усвоят их опыт».
На нашей родной почве поведенческие модели вообще выглядят своеобразно. В беседе с корреспондентом «Мира новостей» руководитель детских программ Уфимского молодежного финансового центра Ирина Антонова вспомнила несколько любопытных историй.
«Мы часто проводим конкурсы и олимпиады финансовой грамотности. Обязательно в игровой форме - иначе ребят не зацепить. В них участвуют старшеклассники и ребята младшего возраста, - уточняет Ирина Николаевна. - Особенно интересно следить за логикой малолеток. Они еще не слышали о налогах, но уже пытаются во время соревнований их обойти - выстраивают серые и черные схемы. Прямо как взрослые. Откуда это в них? С молоком матери впитывают или от отцов что-то слышат? В одной детской студии мы дали мальчишкам задание - придумать и создать собственные предприятия. И что вы думаете?! Они сразу стали обсуждать не кредиты и ссуды, а варианты привлечения побочных структур для «крышевания» бизнеса. Российским детям, как и их родителям, присуща бытовая хитрость, но не свойственна финансовая грамотность. А им надо знать по крайней мере о рисках и страховках, чтобы не попасть в беду. И государству нужна осведомленная молодежь - чем она грамотнее, тем богаче, вовремя платит налоги и погашает кредиты. Такую не надо призывать к самостоятельности, спасать от мошенников и защищать в судах».
В подмосковных Химках, в лицее №15, курс финансовой грамотности преподается без национальных стратегий и дорогостоящих проектов. Уроки ведет выпускник Финансового университета при правительстве РФ Юрий Семешин. «Мы обсуждаем с ребятами 8-9-х классов то, что может им пригодиться. Вклады, банковские кредиты, рынок ценных бумаг, страхование, пенсии. Чего надо опасаться, что нужно учитывать, как не потерять и приумножить капитал. Главное, чтобы материал подавался нескучно и не был оторван от практики, - полагает Семешин. - Ученики уже консультируют своих родителей. И учителя просят провести для них похожие занятия. Значит, польза есть».
ТРИ МИЛЛИАРДА - НА ФИНАНСОВЫЙ ЛИКБЕЗ
На саммите «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что с 2014 года наша страна начнет реализовывать национальную стратегию, направленную на повышение уровня финансовой грамотности молодых людей. Школьников научат правильно расходовать деньги и удачно их вкладывать. Уроки прикладной экономики войдут в программу по изучению обществознания. На борьбу с финансовой безграмотностью государство собирается потратить около 3 млрд руб. Пока об участии в проекте заявили 10 регионов.
Анна Бессарабова
Фото FOTOLIA.COM