Власть и закон
4115 | 0

«Фамильное проклятие» чиновников

«Фамильное проклятие» чиновников
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Отныне чиновник, уволенный по утрате доверия, не сможет в течение пяти лет ни вернуться на госслужбу, ни устроиться в государственную корпорацию. Пакет таких инициатив рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

Жесткого правила, согласно которому лишившийся доверия чиновник должен держаться подальше от госслужбы, на сегодняшний день нет. Это дает ему шанс вновь оказаться в кресле начальника, но в каком-нибудь другом ведомстве.

Чиновник, допустивший промашку, заносится в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. При этом совершенно понятно, что вряд ли какой-то руководитель возьмет на службу человека, чья фамилия внесена в реестр. Однако если этот руководитель - знакомый или друг чиновника, то вопрос с трудоустройством мог бы решиться положительно.

Именно поэтому и решено было прописать четкие правила. Пять лет чиновнику придется зарабатывать на жизнь как обычному человеку. И только через пять лет «фамильное проклятие» перестанет действовать!

Прокомментировать ситуацию мы попросили экспертов.

Артем Метелев, председатель Комитета ГД по молодежной политике:

- Поступая на госслужбу, гражданин добровольно выбирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных обязанностей и запретов. Наличие особого статуса у лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе, предполагает безукоризненность их поведения. Так что такое ужесточение вполне оправданно.

Владимир Зорин, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений:

- Вспомните фильм «Бриллиантовая рука», в котором скромный кассир скрывал свои доходы, прикрываясь вкладами. То общество осуждало взяточников, казнокрадов, и они стеснялись быть таковыми. Вот главное условие: чтобы и нынешнее общество осуждало их люди не несли им подарки.

Ведь как говорил в прошлом веке философ Соловьев, «закон – это низшая нравственная норма». И я надеюсь, что этот закон будет приниматься при поддержке общественного мнения, именно тогда он повлияет на взгляды современного общества.

Сергей Мизеркин, общественный деятель:

- Власть и обслуживающие их интересы пропагандисты из телевизора с утра до ночи, рассказывают о несправедливости западного миропорядка, о загнивании Европы. А на деле, если посмотреть без пропагандистских шор на западную и американскую системы налогообложения, западное общество к социальному государству гораздо ближе, чем Россия. По логике вещей не заокеанские миллионеры, а наши нувориши должны были еще с 2014 года сами, а не как сейчас «добровольно-принудительно», поделиться с народом свердоходами. Такое решение, несомненно, было бы с энтузиазмом воспринято обществом.

Есть надежда, что нынешняя инициатива правительства хоть как-то исправит ситуацию и проворовавшиеся чиновники будут отстранены от службы в госструктурах, а их места займут люди, готовые отстаивать права народа на достойную жизнь.

Юрий Федюкин, управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions:

- По действующему сегодня законодательству нахождение в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не является основанием для запрета в дальнейшем замещать должности. Это «черная метка», которая, скорее всего, не позволит такому лицу трудоустроиться на высокопоставленную должность в госсекторе в течение пяти лет. Сам реестр носит функцию информирования, поэтому гипотетически чиновник, включенный в него, вполне может трудоустроиться и до истечения этого срока. При этом дисквалификация или запрет заниматься каким-то видом деятельности возможны при решении суда о признании лица виновным в совершении правонарушения или преступления. Ограничения должны касаться в первую очередь тех должностей, на которые распространяются антикоррупционные стандарты.

Владимир Климанов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС:

- Ограничения для дискредитирующих себя чиновников нужно вводить — это правильная тенденция. С одной стороны, накладывается все больше ограничений, а с другой - появляются послабления. К примеру, с депутатов сняли обязанность публикации деклараций о доходах. А это, несомненно, снижает прозрачность контроля.

Подготовил

Андрей Князев,

Андрей Ларионов

Фото: Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.