Общественные и социальные новости
2547 | 0

Угроза самолетам таится под землей

 

Ради третьей взлетно-посадочной полосы для аэропорта Шереметьево строители засыпают русло подмосковной Клязьмы. Против стройки не только местные жители, но и ученые-гидрологи. Это опасно для воздушных судов.

Угроза самолетам таится под землей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Клязьму уже частично засыпали, лес вокруг выкорчевали, берег срезали. Стройка ограждена предупреждающей лентой, но за порядком на территории особо никто не следит. Сквозь заснеженное поле проложена дорога для самосвалов, везущих песок с соседнего карьера.

Проектировщики из компании «Трансстрой» намерены убрать полтора километра русла Клязьмы и 500-метровый участок соседней реки Альбы в подземные коллекторы. Возводить ВПП собираются прямо поверх закованных в бетон и засыпанных рек.

А ведь Клязьма - это не просто красивая речка, потерять которую жалко, а важный источник питьевой воды для москвичей. В 12 км ниже по течению Клязьминское водохранилище - часть Волжской системы водоснабжения Москвы. Вода оттуда поступает жителям севера и востока столицы. Клязьма и ее прибрежная полоса отнесены ко второму поясу зоны санитарной охраны Московского водопровода. И строить промышленные объекты здесь строго запрещено.

Защитники природы боятся, что вредные вещества, которые попадут в Клязьму при строительстве, а потом из авиационной пыли, могут отравить московскую питьевую воду. Возмущает экологов и то, что строители планируют вырубить 311 га зеленых насаждений, отнесенных к водоохранным и берегозащитным лесам Клинского лесничества.

Чтобы узаконить строительство, премьер Дмитрий Медведев перевел участок под взлетную полосу в категорию земель промышленности, транспорта и энергетики. Экологи из движения «Моссовет» постановление главы правительства решили обжаловать в суде. Но в январе Верховный суд РФ отклонил иск защитников Клязьмы. Зато в ходе процесса всплыл весьма показательный факт - на акте о выборе земельного участка под взлетную полосу подпись главы Роспотребнадзора по Клинскому и Солнечногорскому районам Московской области Ольги Зеленской поставлена задним числом. Согласовывая акт, Зеленская ссылается на заключение Роспотребнадзора от 31 мая 2011 года. Сам же акт был принят 24 декабря 2010-го, раньше почти на полгода. Получается, санитарные службы разрешили стройку, даже не убедившись, что она не представляет никакой угрозы для здоровья москвичей.

Для независимой гидрологической экспертизы «зеленые» пригласили ученых из Института водных проблем РАН. Как выяснилось, беспокоит гидрологов в первую очередь отнюдь не качество воды.

- Вы представляете, что они делают - просто берут и убирают часть реки в трубу. При этом абсолютно не учитывают того, что у Клязьмы есть огромное количество глубоких подземных притоков, - возмущается старший научный сотрудник РАН Юрий Медовар. - В результате начнет создаваться барражный эффект (то есть подтопление), местность вокруг стройки превратится в болото, а взлетно-посадочная полоса в любой момент может пойти трещинами, и дай бог, чтобы этого не случилось во время посадки или взлета самолета.

Похожую халатность строителей Юрий Медовар считает возможной причиной обрушения торгового центра в Риге. Латвийский торговый центр Maxima тоже возводили поверх забранной в трубу реки. В ноябре прошлого года здание развалилось, погребая многочисленных посетителей под обломками. Страшная трагедия унесла 54 жизни.

И если вероятность того, что взлетная полоса просядет именно под набирающим скорость самолетом, крайне мала, то жители ближайших к аэродрому деревень барражный эффект уже испытали на себе. В деревне Дубровки в конце прошлого года уже началось настоящее наводнение - хлынувшей из-под земли водой деревню залило по щиколотку.

О проблемах этой подмосковной деревни мы уже писали. Для строительства взлетной полосы половина деревни идет под снос. Что будет с остальными домами, неясно: денег, выделенных из бюджета, чтобы выкупить все участки, не хватит. Последние полгода дубровчане живут с таким чувством, как будто рабочие из Трансстроя объявили им войну.

- Копая котлованчик, они ковшом вскрыли водоносный слой, и вода потоком полилась наружу, - рассказывает местный житель Александр Романов, сам летчик на пенсии, 36 лет проработавший командиром самолета. - То затопят, то провода оборвут. Несколько дней без света сидели.

Удалось мне пообщаться и еще с одним интересным жителем Дубровок - пенсионером Александром Корольковым, работавшим в советском ГОСПЛАНе старшим экспертом по авиационному строительству.

- Я отвечал за вторую полосу и за аэровокзальный комплекс. Что могу сказать по поводу третьей, строящейся полосы? Аэропроект проводил все изыскательные работы по строительству третьей полосы еще в 70-х годах, - вспоминает Александр Александрович. - Заключение выдали, что здесь строительство невозможно: зеленая зона, экология, леса, смещение слоев, много очень источников, родников, которые пополняют Клязьму.

С советских времен в авиационном строительстве, конечно, могло многое измениться. Но существующий проект полосы с точки зрения безопасности и экологии все равно выглядит очень спорным. Ни в Солнечногорском Роспотребнадзоре, ни в пресс-службе Шереметьева на наши запросы не отреагировали.

Роман Королев

Коллаж А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.