От научно-исследовательских судов России остались только красивые названия: «Академик Королев», «Академик Курчатов», «Академик Шокальский». Предприимчивые люди подсуетились и используют их для круизов. Вот и «Академик Шокальский» с туристами и несколькими австралийскими климатологами отправился в Антарктику получить новые данные о глобальном потеплении. Но на 16-й день глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды.
ТУРИСТЫ УДЕРЖИВАЮТ ФЛОТ НА ПЛАВУ
24 ноября 2013 года россиян известили о том, что возле побережья Антарктики затерто льдами и просит помощи российское научно-исследовательское судно «Академик Шокальский». А вскоре мы узнали, что «Академик Шокальский» уже давно не служит на благо российской науке. Переоборудованный в круизное судно он зарабатывает деньги для своего австралийского оператора Aurora Expeditions, один за другим совершая туристические круизы в Антарктику, и на борту терпящего бедствие судна нет ни одного российского ученого. В 2012 году «Академик» совершил три коммерческих рейса по тому же маршруту в ознаменование высадки в 1912 году в Антарктиде австралийского исследователя Дугласа Моусона.
В сообщениях информационных агентств говорилось, что «Академик Шокальский» выполнял работы по заказу Австралийской антарктической экспедиции. В действительности же он продолжал трудиться на туристического оператора, который неплохо заработал на желании группы австралийских климатологов на деньги спонсоров совершить комфортабельный рождественский круиз. Заодно в плавание на «Академике Шокальском» отправились туристы, оплачивавшие круиз из своего кармана. Были проданы все места в каютах. При этом судно принадлежит федеральному бюджетному предприятию - владивостокскому «Гидрометфлоту», подчиняющемуся Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Антарктическая эпопея «Академика Шокальского» в очередной раз напомнила о печальной судьбе распавшегося российского научного флота. Это судно было названо в честь выдающегося русского географа и океанографа Юлия Шокальского. Построили его в Финляндии в 1982 году и оснастили самой современной по тем временам научной аппаратурой. Но затем корабль был капитально переоборудован в туристический лайнер со знаменитым люксовым номером «Амундсен». На его борту два дорогих ресторана с ежедневно меняющимся меню, салон и бар с широким выбором вин. «Академик» летом работает в Арктике, зимой перебрасывается в антарктическое лето. Тринадцатидневный самый дешевый круиз на Курильские острова на нем обойдется от 8450 долларов в трехместной каюте без удобств, то есть с одним лишь умывальником, а за плавание в капитанском люксе придется заплатить 12 050 долларов. Точно таким же бизнесом, далеким от научных исследований, занимаются и другие бывшие флагманы советского океанографического флота, такие как «Академик Вавилов» и «Академик Иоффе».
Не исключено, что в скором времени «Академика Шокальского» отправят на очередной ремонт и дадут ему новое какое-нибудь громкое английское название. Как это произошло с аналогичным судном «Профессор Хромов». Теперь эксплуатирующая компания Ocean Adventures переименовала его в Spirit of Enderby, о профессоре Хромове предложили забыть. «Наши повара порадуют вас блюдами интернациональной кухни, изготовленными из свежайших продуктов», - обещают круизные дельцы. При этом «Спирит оф Эндерби» все еще продолжает числиться российским научно-исследовательским судном.
А вот «Академик Шулейкин» превратился в Polar Pioneer с 29 каютами на 54 персоны. Плавание на нем в Антарктику в номере на двоих обойдется минимум в 8700 долларов.
ПО СЛЕДАМ «ЛЮДОЕДА»
Путешествие австралийских туристов на «Академике Шокальском» тоже было занятием не дешевым. Как пишет «Дейли мейл», оно обошлось в 900 тысяч британских фунтов. Австралийские исследователи Антарктики объявили своей целью получение новых данных, подтверждающих глобальное потепление в Антарктике. На судно также загрузились член австралийского парламента от партии зеленых, а также журналисты из «Гардиан» и Би-би-си, пропагандирующие теорию потепления мирового климата. Но на 16-й день путешествия глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды. Покорители Антарктиды явно не могли оценить всей серьезности своего положения и бодро рапортовали, что вскоре ветер должен отогнать от них льды. Однако нынешнее антарктическое лето выдалось каким-то неправильным, лед, вместо того чтобы таять, как ему положено в это время года, наоборот, нарастал, вокруг «Академика» появились внушительные торосы.
Возможно, не стоило участникам посвящать круиз памяти сэра Дугласа Моусона и следовать по его антарктическим следам, если учесть, чем закончилась роковая антарктическая эпопея Моусона. В декабре 1912 года в глубокую ледяную расселину упал один из участников экспедиции, вместе с ним были потеряны большая часть припасов, палатка и лучшие собаки. Моусону и его спутнику, чемпиону по лыжным гонкам Хавьеру Мертцу, предстояло преодолеть
КЛИМАТ НЕ ПОСЛУШАЛСЯ ПРОФЕССОРА
Если посмотреть на фотографии Антарктики в начале XX века, сделанные в том числе и Моусоном, тогда эта часть Антарктиды была в существенно меньшей степени покрыта льдами, чем это происходит в XXI веке. Тогда в бухте, где сегодня застрял «Академик Шокальский», не было ни одной льдинки. Сейчас же толщу льда не смогли взломать три ледокола, которые сами оказались под угрозой ледового плена.
Австралийцы тщетно уверяют общественность, что нынешние льды все тот же результат глобального потепления. Они не говорят о том, что в реальности площадь, которую покрывают льды в Антарктике, достигла двух миллионов квадратных километров, что значительно больше показателей 1981 и 2010 годов. А ведь климатологи, в том числе и те, кто находился на борту корабля, еще недавно заявляли, что к лету 2020 года антарктические воды полностью освободятся от льда. Но нынешним летом площадь ледяного покрова увеличилась еще почти на 30 процентов по сравнению с прошлым годом.
«Дейли мейл» пишет, что вся вина за катастрофу экспедиции лежит на ее руководителе, профессоре из Университета Южного Уэллса Крисе Терни. Географ по образованию, он утверждает, что выбросы углекислого газа приведут к климатической катастрофе и их нужно немедленно сокращать. Он сделал себе блистательную карьеру на этой гипотезе, завязал связи с влиятельными политиками. При этом он главный акционер компании Carbonscape Holdings Ltd, которая разрабатывает и внедряет методики сокращения выбросов углекислого газа.
Когда российский корабль отправил SOS, его от чистой воды отделяли только две морские мили, через семь дней море отодвинулось на
Николай Иванов
Фото WIKIPEDIA