В России взялись за разработку Студенческого стандарта качества образования. Предполагается, что уже весной 2015 года по оценкам студентов будет составлен рейтинг вузов - чтобы сориентировать абитуриентов, куда им бежать, а куда лучше и не соваться.
Оценивать студенты будут не только работу преподавательского состава. Они оценят также уровень обучающих технологий, оснащенность лабораторий, даже стены в аудиториях и общежитиях, не говоря уж о сортирах. Всего предлагают использовать порядка 40 критериев. Те вузы, куда абитуриенты валом повалят, получат дополнительные бюджетные места и финансирование. Соответственно, в высших учебных заведениях, где будет недобор, куда придут абитуриенты с низкими баллами по ЕГЭ, бюджетные места станут нещадно сокращать. И так вплоть до закрытия самого учебного заведения.
Заместитель главы Рособр-надзора Александр Бисеров считает, что рейтинг ни в коем случае не должен содержать исключительно студенческие оценки: вместе со студентами к оценке вузов следует подключить также независимое экспертное сообщество и даже самих работников системы образования. По его мнению, если запустить проект в том виде, в котором он был представлен студенческим сообществом (например, на Селигере-2014), то многие негосударственные вузы быстро закроются: они просто не смогут конкурировать в плане условий обучения, проживания и т. д.
Кроме того, разве может сам студент оценить, правильно ли ему дают знания? «Возьмем такой пункт, как «ясность и честность изложения преподавателем учебного материала», - приводит пример Бисеров. - Когда я был студентом, на лекциях одного из преподавателей был полный аншлаг: приходили студенты с других курсов, преподаватели с других кафедр и даже из других вузов - все его слушали с открытым ртом. Но когда во время сессии я открывал конспект, то ничего не понимал - приходилось читать учебник. То есть мотивация была колоссальная, но понимать приходилось все потом самому».
По словам зампреда комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки Валерии Зотовой, именно отсутствие мотивации является сегодня источником всех бед: «Это приводит к тому, что только 30% устраиваются по специальности». Остальные попросту теряют интерес к специальности в ходе учебного процесса. А некоторые эту самую мотивацию никогда и не имели вовсе - как пришли без мотивации в вуз, так без нее и вышли.
Хотя у каждого вуза есть соглашение с профильным предприятием о прохождении практики, на самом деле студентов вместо практики по специальности заставляют в лучшем случае носить бумажки из кабинета в кабинет, в худшем - подметать или мыть полы.
Однако ректоры вузов уверены: если и имеется в учебе какой недостаток, так это исключительно из-за недостатка финансирования.
«Администрация точно так же, как и студент, заинтересована в качестве образования, - говорит ректор МГГУ им. М.А. Шолохова Владимир Нечаев. - Принципиально это союзники, и никакого антагонизма. Но дьявол кроется в деталях, как известно. В какой мере студент может выступать экспертом по качеству образования? Вопрос сложнее, чем может показаться. Определение качества очень широкое. Качество - это некое соответствие товара ожиданиям и потребностям потребителя. Вроде бы все нормально: студент - это потребитель, образование - это услуга. Но в законе образование определяется как производство общественного блага в интересах общества, государства и человека, то есть это не в чистом виде услуга».
По мнению ректора, образование - это инвестиция, а значит, ее результат можно будет оценить только спустя годы.
«Эффект от образования носит отложенный характер, - считает Нечаев. - Поэтому нельзя так вот прийти и спросить у студентов: «Вам нравится учиться?» Можно учебный процесс сделать в форме компьютерных игр, это будет интересно, захватывающе, студент будет в восторге. Но качественное ли это будет образование?»
Студенты сегодня, констатирует ректор, не только в методиках обучения не сильны - они в себе разобраться толком не могут: «Приходят в вуз и не знают, кем хотят стать. Детей в вуз приводят родители, которые не понимают и понимать не хотят ту же ситуацию на рынке труда, они живут по стереотипам 20-летней давности. Для оценок нужна зрелость. Не только зрелость администрации, но и зрелость студенческого сообщества. Сегодня это не такой субъект, с которым хочется взаимодействовать».
Аделаида Сигида
Фото ИТАР-ТАСС
А КАК У НИХ
В ряде стран ЕС, например в Германии и Финляндии, применяется так называемая 3D-модель. Студент оценивает качество образовательного процесса сквозь призму самооценки: насколько хорошо он усваивает учебный материал, хочется ему учиться или не хочется. К такой самооценке студентов присовокупляют мнение преподавателей и экспертов - получается рейтинг вузов.