Умение предотвращать и минимизировать последствия стихийных бедствий - один из признаков развитого государства.
Последствия московского урагана заставляют взглянуть на проблему через призму мирового опыта. Основная тяжесть потерь от природных катаклизмов приходится на наименее развитые страны. На их долю приходится свыше 80% от общего числа погибших.
Яркий пример неспособности противостоять ударам стихии - Гаити. Ураганы, землетрясения и тысячи погибших - это островное государство за последние полстолетия видело все. Неспособность ответить на вызовы природы и выстроить соответствующую инфраструктуру поставила островитян на колени. Сейчас это одна из самых бедных стран в мире.
РИСКИ РАСТУТ
В последние годы число опасных природных явлений во всем мире неуклонно растет. За последние 20 лет жертвами техногенных и природных катастроф стали более 3 млн человек, свыше 800 млн пострадали.
По прогнозам специалистов, количество природных катастроф в мире может увеличиться к 2050 году в 4 раза, а ущерб от их последствий - в 9 раз.
Угроза погибнуть во многом зависит не столько от матушки-природы, сколько от государства, которое призвано обеспечить достаточный уровень безопасности для своих граждан. А вот с этим в России дела не очень: только экономический ущерб (прямой и косвенный) от ЧС различного характера достигает, по данным МЧС, 2% ВВП в год - от 675 до 900 млрд рублей.
ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ
По данным ООН, по числу погибших от всех видов бедствий на первом месте те, кто погиб от гидрометеорологических бедствий, на втором - от землетрясения, извержения вулканов, на третьем месте - техногенные катастрофы.
У России непростой климат: наводнения, ураганы, землетрясения, метели, лесные пожары, нашествия саранчи... Но у России и своя особенная стать.
Гражданин России в большей степени рискует умереть не от природных явлений, как нормальный житель планеты Земли, а от техногенной аварии. Их количество в течение последнего двадцатилетия в среднем почти втрое превышало количество природных бедствий.
Вспомните последние трагедии с наибольшим количеством человеческих жертв: обрушение кровли Басманного рынка, аквапарка «Трансвааль», блэкаут 2005 года, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар в клубе «Хромая лошадь», гибель теплохода «Булгария» на Волге...
Основные причины такого положения дел можно прочитать в любом учебнике ОБЖ - это нерациональное размещение потенциально опасных объектов, отсталость производства, низкие темпы внедрения безопасных технологий, уход квалифицированных специалистов из производства и науки, низкая ответственность должностных лиц, снижение уровня производственной и технологической дисциплины.
СВОИМИ РУКАМИ
Главная причина гибели людей в чрезвычайной ситуации имеет сугубо человеческую природу. Если строить жилые дома, не рассчитанные на землетрясения, в сейсмоопасной зоне, то высока вероятность повторения трагедии Нефтегорска, где в 1995 году погибли 2040 из 3197 его жителей.
Недавний московский ураган - это просто стихия. Не он убивает людей плохо закрепленными автобусными остановками и вовремя некронированными деревьями. К тому же одной из причин столь разрушительного урагана специалисты называют плотную высотную застройку столицы. Даже при относительно небольшом ветре 18 м/с здесь могут появляться локальные микросмерчи.
Увлечение московских чиновников небоскребами дорого обходится москвичам.
При ближайшем рассмотрении все ЧС природного происхождения имеют антропогенные причины: 97% лесных пожаров - дело рук человека, а увеличение количества ураганов и наводнений связано с изменением климата. Во многих случаях мы сами его и изменяем.
ШЕРШАВЫЙ ЯЗЫК СТАТИСТИКИ
Население принято успокаивать официальной статистикой, которая говорит, что общее количество ЧС в России снижается год от года. Особенно резкое падение было в 2009 году. Но это не было связано с работой МЧС, соблюдением правил безопасности жизнедеятельности или какой-то особой милостью природы. Дело в методике подсчета. По ее данным вычисляют необходимое количество техники, специалистов и многое другое.
Скорость реагирования на ЧС - один из главных элементов безопасности. Тут можно провести прямую аналогию со скорой помощью: чем быстрее она приедет, тем больше шансов обойтись малой кровью.
Статистика пожаров свидетельствует, что 98% от общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Между тем, по данным МЧС, в России в около 4% населенных пунктов не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности. В первую очередь это касается именно небольших сельских населенных пунктов, деревень и поселков.
Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко отмечает также недостоверность статистического учета лесных пожаров. Например, по данным Рослесхоза, общая площадь, пройденная лесными пожарами на землях лесного фонда в 2016 году, составляет 7,53 млн. А по данным официального статистического учета (ЕМИСС), эта цифра намного меньше - 2,83 млн га. То есть по официальным данным система охраны лесов от пожаров в 2016 году сработала в целом хорошо, а по реальным данным все выглядит ровно наоборот.
Анализ ЧС техногенного происхождения показывает, что вместе с уменьшением количества подобных событий одновременно растет тяжесть последствий. Такая же тенденция наблюдается и с природными катаклизмами. Похоже, что небольшие по меркам чиновников происшествия попросту не попадают в официальные сводки.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО
Исследования, проведенные Гринпис России, показали, что большинство крупных лесных пожаров в Иркутской области в 2016 году возникли в доступной местности, там, куда силы и средства пожаротушения можно было доставить по имеющимся дорогам. То, что эти пожары вышли из-под контроля и приобрели катастрофические масштабы, было связано не с их недоступностью, а с общей нехваткой сил пожаротушения и с несвоевременным реагированием.
- Необходимость существования федеральной централизованной системы борьбы с крупномасштабными природными пожарами (степными, лесными, торфяными) не вызывает никаких сомнений, - считает координатор программы «Совершенствование управления охраняемыми природными территориями» Центра охраны дикой природы Армен Григорян.
Но проблема не в том, чтобы искоренить пожары, - это невозможно, а в том, чтобы контролировать стихию. Например, степные пожары зачастую способствуют сохранению степных экосистем, но они не должны превращаться в неконтролируемые чрезвычайные ситуации, как это было в прошлом году в Алтайском крае.
К сожалению, сил и средств для этого недостаточно.
Самым существенным ударом стало разрушение системы охраны лесов в начале 2000-х. Лесной кодекс РФ фактически упразднил централизованную службу охраны лесов от пожаров. Ответственность за охрану зеленого друга была передана в субъекты РФ.
- Передача части полномочий в области лесных отношений в субъекты РФ, в том числе охраны лесов от пожаров, вызвала дезорганизацию в предупреждении и тушении лесных пожаров, - считает Армен Григорян.
Была уничтожена «Авиалесоохрана» как единая система профессионального тушения лесных пожаров, которая имела силы и средства оперативно выявлять, реагировать и тушить очаги лесных пожаров в труднодоступных местах.
В результате реформ также произошло сокращение персонала в лесничествах, которого в настоящее время совершенно недостаточно для предупреждения, своевременного обнаружения и тушения пожаров в лесах.
Почти 90% лесов на территории муниципальных образований и городских округов не обустроены. Почти все муниципальные леса примыкают к сельхозугодьям или лесному фонду, что обеспечивает почти беспрепятственный переход лесных пожаров на постройки населенных пунктов и наоборот.
В муниципальных бюджетах на это денег нет и не планируется. Зато в бюджете субъекта всегда есть резервные средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в случае пожаров, в том числе и лесных. Получается, что ликвидация чрезвычайных ситуаций в бюджете заложена, а их предупреждение нет.
И конечно, наши бюрократы не были бы сами собой, если бы не пытались заработать на беде. Так, челябинские чиновники попытались сделать деньги даже на известной истории с падением метеорита.
Тогда ударной волной от взрыва во многих домах выбило окна и поломало деревья. Ревизоры из Счетной палаты РФ выяснили, что власти Челябинской области завысили смету на восстановительные работы почти в три раза.
Вячеслав Степовой.
Фото Pixabay.com