Общественные и социальные новости
3612 | 0

Сталин по-прежнему живее всех живых

Кажется, Сталин теперь везде... На витринах книжных магазинов, которые завалены книгами о нем. На сувенирных прилавках, где знакомое усатое лицо улыбается с кружек и зажигалок, в интернет-магазинах с доброй сотней всевозможных футболок и кепок с тем же незабываемым изображением. Похоже, имя вождя окончательно превратилось в доходный торговый бренд, а жители столицы своими кошельками проголосовали за того, кто им по-настоящему дорог.

Сталин по-прежнему живее всех живых
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Очевидно, подобная литература перестала быть уделом ностальгирующих пенсионеров и стала предметом престижа для вполне состоятельных граждан.

Журналисты «МН» решили самостоятельно провести исследование спроса на книги о Сталине. Для этого был выбран самый простой метод: почти час мы крутились около прилавков, наблюдая, как люди реагируют на россыпи столь актуальной теперь литературы.

...Три огромных фотоальбома на столике около входа словно лежали здесь еще с сороковых. Такое же вычурное оформление и стилистика, только великолепная полиграфия кричит о том, что напечатаны они были совсем недавно, к тому же не в самой плохой типографии. В глаза сразу бросается самый дорогой фолиант - на роскошном алом фоне золотыми буквами написано: «Сталин. Эпоха свершений и побед» - и рядом профиль вождя.

Два соседних альбома заметно скромнее. На одном изображен Сталин в позе, так любимой скульпторами, - с вытянутой рукой, указывающей куда-то вдаль. На другом - много мелких фотографий, которые говорят скорее о том, что для авторов важнее было не столько изображение, сколько содержание. Все три издания явно не для простых смертных и стоят почти по две тысячи рублей.

Покупатели явно не знают, как себя вести. Те, кто постарше, часто стесняются подойти к столику, долго ходят поблизости, делая вид, что рассматривают совсем другие издания, и, только когда рядом никого нет, наконец берут в руки эти огромные альбомы. Мы подходим поближе, но они поворачиваются спиной, загораживая свою книгу, словно совершают очень постыдное, но увлекательное занятие.

Через час народу в магазине становится больше, и Сталин собирает целый аншлаг. Уже по три-четыре человека одновременно прицениваются к этой литературе, и это довольно много - у соседних витрин вообще никого нет.

В отличие от пенсионеров молодежь совершенно не рефлексирует, а сразу отправляется к другому прилавку, где тоже лежат книги о вожде. Они не такие презентабельные, зато куда более информативные. Самая популярная - «Гении войны. Сталин против Гитлера». Правда, из названия не понятно, кто из двух вождей назван гением, но это, похоже, никого не волнует. За сорок минут на кассу унесли две такие книги: одну под названием «Сталин смеется» и еще одну - «Как мы предавали Сталина».

Неплохо расходятся книги о Лаврентии Берия. За двадцать минут нашлись два покупателя издания «Берия. Последний рыцарь Сталина», но одну книжку потом все-таки на полку вернули. На сегодняшний день составить конкуренцию Сталину в этом магазине может только отдел компьютерной литературы и тот, где продаются учебники иностранных языков.

По соседству расположен магазинчик, где можно разжиться сувенирами и подарками с изображением вождя. Зажигалки и брелоки - не больше 350 рублей за штуку. Расходятся очень быстро, особенно те, на которых изображены Феликс Дзержинский и Юрий Андропов.

«Сталина очень много на рынке, он уже приелся, а у нас - эксклюзив», - заверила продавщица. И еще она предложила фляжку с набором стопочек, где изображен Железный Феликс, и с надписью о том, что «чекист должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки». Правда, предупредила, что покупать этот набор лучше сразу, потому что он быстро расходится, а потом придется специально заказывать.

Раньше в этом магазинчике было очень много изображений маршалов Жукова и Рокоссовского - на кружках, блокнотах и даже на запонках. Но сейчас полководцы куда-то исчезли.

«Скоро завезут, у нас поставки не так часто бывают», - коротко ответила продавщица на вопрос, куда исчез Жуков. Но мы не поверили - его нет уже больше полугода. Должно быть, не выдержал конкуренции с генералиссимусом.

Прошедшей зимой маленький, но шумный скандал разразился в интернете, где блогеры обнаружили большой и очень красивый календарь, посвященный Сталину. На обложке красовалось высказывание Шарля де Голля: «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем». Изюминка заключалась в том, что тираж был отпечатан в типографии Троице-Сергиевой лавры. Блогеры возмущались, а руководство лавры оправдывалось тем, что директора типографии за такую вольность немедленно уволили.

Через неделю от скандального тиража не осталось и следа, его попросту смели. Спустя четыре месяца мы позвонили в магазин. «Есть в продаже, приезжайте», - радостно заверил менеджер, в очередной раз подтверждая, что если есть спрос, то и предложение обязательно будет.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Данные исследования «Левада-центра», проведенного в прошлом году

«Сталин - мудрый руководитель, который привел СССР к могуществу и процветанию» - согласны 47%.

«Какие бы ошибки ни приписывались Сталину, самое главное, что под его руководством выиграна Великая Отечественная война» - согласны 60%.

Относятся с симпатией:

молодежь в возрасте 18-24 лет - 21 %,

люди с высшим образованием - 24 %.

Лев Гудков, директор «Левада-центра», социолог:

«Образ Сталина приобретает новое наполнение. Это связано с нехваткой у власти оснований для национальной гордости. Поэтому Сталин сегодня - это полностью мифологическая конструкция, поддерживаемая ненавязчивой пропагандой».

Валерий Соловей, профессор МГИМО:

«Никто не хотел бы жить в эпоху Сталина, но он воплощает то, что сейчас в дефиците, - справедливость и равенство».

Наталья Пуртова

Фото ИТАР-ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.