Это интересно
9586

Два капитана: трагедия в Арктике

Два капитана: трагедия в Арктике

В этом году исполняется семьдесят пять лет с тех пор, как в 1946 году знаменитый советский приключенческий роман Вениамина Каверина «Два капитана» был отмечен Сталинской премией.

Книга была экранизирована и выдержала множество переизданий. Однако многие читатели даже не догадываются, что у главных героев этого бестселлера были реальные прототипы. Нашим читателям о них расскажет историк литературы Надежда Мунина.

- Надежда Викторовна, роман «Два капитана», бесспорно, - одно из самых востребованных литературных произведений как времен СССР, так и наших дней. Сюжет для своего произведения автор почерпнул в реальной жизни?

- Действительно, это факт: более сотни переизданий «Двух капитанов» только в годы СССР, и просто невероятная популярность.

По сюжету произведения мальчик Александр Григорьев из провинциального городка случайно узнает содержание писем участников некой полярной экспедиции 1914 года. Позднее он отправляется в Москву и становится вхож в семью капитана И.Л. Татаринова. Роковым образом письма, прочитанные в детстве, переплетаются в детективный сюжет. Александр Григорьев решает стать летчиком и раскрыть тайну экспедиции. Выполнить задуманное у молодого человека получается лишь в годы Великой Отечественной войны. После вынужденной посадки на лед Александр Григорьев находит палатку и записки И.Л. Татаринова, устанавливает точные детали происшедшего.

- И какие реальные события легли в основу романа «Два капитана»?

- По словам самого писателя, в качестве основы для образа Александра Григорьева он использовал историю жизни военного летчика Самуила Клебанова, трагически погибшего в 1942 году. Причем именно Самуил Клебанов был человеком, который рассказал Валерию Каверину о правилах управления самолетами, что позволило автору книги создать столь яркий образ Александра Григорьева.

Самуил Клебанов

Однако наибольший интерес, с исторической точки зрения, представляют собой, конечно, прототипы капитана Ивана Львовича Татаринова, отправившегося в арктическое путешествие по сюжету книги в 1914 году. В реальности писатель описывал арктические походы двух кораблей: «Св. Фоки» под руководством Георгия Седова и шхуны «Святая Анна» под началом Георгия Брусилова. Причем маршрут следования и приключений литературной «Св. Марии» практически целиком, включая сроки плавания, повторяют историю этих экспедиций. А вот литературная биография И.Л. Татаринова была списана с экспедиции Георгия Брусилова, командира «Святой Анны», и личностного портрета Георгия Седова, командовавшего судном «Св. Фока».

- И каким человеком был Георгий Седов, прототип капитана И.Л. Татаринова?

- Он был потомственным моряком. Родился в семье рыбака, к тридцати пяти годам стал старшим лейтенантом военно-морского флота.

Георгий Седов

В ходе неудачной арктической экспедиции 1912 года, многие детали которой в том числе легли в основу романа «Два капитана», сам Георгий Седов докладывал гидрографическому управлению, что собак ему поставили негодных, в обшивке судна найдены пропилы, а солонина, поставленная в качестве пищи для матросов, насквозь гнилая и не пригодная для пищи. Испорченной оказалась и треска. Совершенно логично, что в таких обстоятельствах нечего было и думать отправляться на Северный полюс. Однако Георгий Седов был сильным и решительным человеком, и все же попытался выполнить эту задачу. За что и пострадал. В 1914 году, во время похода к крайней северной точки Земного шара, Георгий Седов скончался. А вот остальные члены экипажа, кроме механика, погибшего от цинги, сумели благополучно вернуться домой.

- Плавание «Святой Анны» было таким же трагичным?

- Оно проходило несколько раньше похода «Святого Фоки», и закончилось катастрофой. Георгий Брусилов и его шхуна «Святая Анна» пропали без вести.

Тем не менее, некоторые фактические данные о трагическом плавании «Святой Анны» дошли до наших дней. Штурман судна Валериан Албанов сумел выжить в ледяной пустыне, и даже вернулся на материк с судовыми записями. Впоследствии он издал книгу «На юг, к Земле Франца-Иосифа!». Автор рассказал о том, как «Святую Анну» в октябре 1912 года намертво зажало льдами, а затем начало понемногу сносить в сторону Северного Ледовитого океана. Сложно это себе представить, но отважные моряки находились в дрейфе на протяжении около двух лет. Лишь только после того, как на судне закончились продукты, было принято решение отправить группу моряков во главе со штурманом Валерианом Албановым на Землю Франца-Иосифа. В апреле 1914 года штурман и еще одиннадцать человек попытались по льду достичь суши. За время тяжелейшего перехода выжили два человека, включая самого штурмана. Но они так и не достигли Земли Франца-Иосифа, а были подобраны шхуной «Святой Фока» под командованием Георгия Седова.

По иронии судьбы, это был именно тот корабль, на котором вскоре при попытке достичь Северного Полюса погибнет Георгий Седов. Возникает вопрос, почему штурман «Святой Анны» не уговорил капитана «Святого Фоки» попытаться найти свой корабль. Очевидно, сделать это было невозможно из-за непроходимых льдов. Но была еще одна причина. Дело в том, что спасенный штурман… неожиданно влюбился в судового врача, к которой испытывал романтические чувства и капитан судна. В этой ситуации у Валерия Албанова была только одна дорога: на берег. Его ссадили со «Святого Фоки» при первой возможности.

При этом до сих пор историки спорят о судьбе капитана Георгия Брусилова и тех моряков, которые остались на «Святой Анне». Были они живы или мертвы, когда штурман и его отряд отправились к Земле Франца-Иосифа, доподлинно не известно. Этот факт, как и ряд других тайн, связанных со «Святой Анной», так и остались не разгаданными. Валериан Албанов в своей книге на эту тему не сказал ни слова. В 1917 году он оставил военно-морскую службу, а спустя два года скончался. Самое невероятное, что части оснастки и судовых предметов «Святой Анны» были найдены относительно недавно, в 2010 году, хотя останки самого судна обнаружить так и не удалось.

- Завершение сюжета книги и конец путешествия «Святой Анны» совпадают?

- Да, практически полностью. Это не удивительно, поскольку, создавая концовку романа, Вениамин Каверин чуть ли не цитировал дневники штурмана Валериана Албанова. По сюжету книги, как и в реальной жизни, согласно данным, собранным Александром Григорьевым, в роковой арктической экспедиции выжил один штурман. При этом главной темой всего произведения, жизненным кредо его героев, был старый лозунг российских полярников: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Дмитрий Соколов

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.

Поделиться
Обсудить тему