Общественные и социальные новости
2721 | 0

Школяров и студентов отучат воровать из интернета

Школяров и студентов отучат воровать из интернета
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Списывание в эпоху интернета приобрело чудовищные масштабы: качать из Сети домашние задания дети начинают еще в начальной школе, а заканчивают вузовскими дипломами и диссертациями. Минобрнауки к 2017 году намерено сделать образование прозрачным.

До этого попытки пресечь интернет-списывание уже предпринимались, правда, ограничивались лишь высшей школой. Одной из самых нашумевших была система «Антиплагиат». Она определяла в дипломных работах процент заимствований, и в случае если этот процент оказывался выше 60, работа не допускалась к защите.

Не обошлось без казусов. Среди не допущенных к защите дипломной работы больше всего оказалось... математиков. Выпускники завалили Министерство образования жалобами и претензиями. Многие вузы, в свою очередь, тоже воспротивились введению у себя «Антиплагиата». В конце концов чиновникам пришлось признать, что эта система подходит к дипломным работам слишком формально, а зачастую вообще не может отличить плагиат от математических уравнений.

И вот новая попытка. Изначально проект был инициирован Ассоциацией интернет-издателей. Автор идеи, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Засурский, уверен: средняя и высшая школы выращивают специалистов по краже чужих текстов и работ, поэтому они и не способны к самостоятельному мышлению и научной работе. Отсюда низкий уровень российского образования.

Главное в новом проекте - мотивация. Мотивировать будут перспективой успешного трудоустройства. В рамках пилотного этапа проекта в 2015-2016 годах на сайтах школ и вузов на школьников и студентов будут созданы портфолио. В них будут указаны все достижения каждого воспитанника, начиная от обычных школьных сочинений, олимпиад, участия в соревнованиях и заканчивая вузовской дипломной работой.

Тексты сочинений, рефератов и дипломных работ планируется выкладывать целиком. Подобная открытость, по мнению разработчиков проекта, удержит школьников и студентов от соблазна скачать чужую работу и выдать ее за свою. Кроме того, учителя и преподаватели вузов смогут пресекать плагиат. Ведь в каждой работе, опубликованной на сайте учебного заведения, кроме фамилии школьника или студента будет и фамилия учителя или преподавателя: за списанные работы воспитанников последним станет просто стыдно.

«Бить по рукам» за списывание обещают уже со второго класса. В случае если цитирование чужой работы необходимо, учащийся должен будет указать, что это цитата, и не забыть обнародовать источник.

В проект чиновники обещают заманить и работодателей. Тогда школьники и студенты увидят, что добросовестные выпускники вузов благодаря своим электронным портфолио пользуются спросом, а студенты приглашаются на практику в ведущие компании. Это и должно, по мнению разработчиков, стать основным стимулом продвижения проекта.

Впрочем, не все представители преподавательского сообщества считают, что подобная открытость работ учащихся сделает подрастающее поколение увлеченным и мыслящим. «В наше время наши работы никто нигде не публиковал, и все равно нам было интересно делать их самостоятельно, встречаться и обсуждать свои работы с сокурсниками, преподавателями», - привела пример директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина. Кроме того, она не уверена, что дипломные работы, не говоря уж о курсовых или обыкновенных школьных сочинениях, будут интересны работодателю, как бы они ни блистали новизной и оригинальностью.

Новизна на уровне второго и третьего классов - одно, а на уровне выпускника вуза - совсем другое. «В 13 лет в порыве юношеского максимализма подростки могут написать в сочинениях массу радикальных мыслей, за которые потом во взрослом возрасте им будет просто стыдно, это может касаться как сексуальных свобод, так и политического и прочего экстремизма. И потом убрать это из портфолио будет уже просто невозможно. Пройдут годы, десятилетия, а твои сочинения продолжат «гулять» по Сети. Подростки и сейчас пишут в интернете много такого, чего лучше не писать, но сейчас это делается анонимно. Я считаю, что сочинениям не нужна публичность, - говорит социолог Роман Заваришин. - Если мы будем все публиковать и хранить, то некоторые подростки в результате могут покончить жизнь самоубийством. Такие случаи уже были с теми, кто выкладывал в Сеть мысли, идеи и фотографии под своими настоящими именами и фамилиями».

Анна Александрова

Фото FOTOLIA.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.