Общественные и социальные новости
2363 | 0

Школа для незрячих детей взбунтовалась против Департамента соцзащиты

Школа для незрячих детей взбунтовалась против Департамента соцзащиты
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

Родители и педагоги московской школы-интерната №1 для незрячих детей просят помощи у городских властей - их учебное заведение передают в Департамент социальной защиты.

Школа-интернат №1 - единственное в Москве место, где незрячие дети могут получить полноценное среднее образование. Это не детский дом и не интернат для сирот. У воспитанников учебного заведения есть семьи и любящие родители. И есть большие планы на жизнь. Здесь не делают скидку на физический недуг - учат по обычной школьной программе, но с учетом специфики здоровья ребят: преподавание ведется на рельефно-точечном шрифте Брайля.

Сейчас в России модно говорить об инклюзивном образовании, но интернатская система ему противоречит. В школе №1 ученики - чаще всего незрячие с рождения - проводят 5 дней в неделю в окружении таких же, как они, мальчишек и девчонок, а выходные - в семьях.

«Конечно, у такого образа жизни есть свои минусы, - рассказывает Сергей Новиков, выпускник интерната 1979 года. - Иногда у учащихся создается ощущение изолированности их пространства, обособленности от мира. Но это корректируется». Сам Сергей, обучаясь в старших классах, по вечерам ездил в обычную школу на факультативные занятия по английскому языку и в школу юного журналиста МГУ.

Перечисляя плюсы, бывшие выпускники и нынешние педагоги замечают: при интернатной форме обучения лучше учитывается специфика обучающего процесса незрячих. Классы в школе маленькие - по 10-12 человек, ведь здесь нельзя что-то показать на доске, надо подойти к каждому ученику лично. Персонал прекрасно знает систему Брайля, умеет работать с программами экранного доступа (незрячие давно освоили компьютер) и дает учащимся набор упражнений для развития координации, что очень важно для людей, с рождения не имеющих зрения. Найти подобных специалистов в общеобразовательной школе сложно. Но самое интересное, что если незрячий ребенок попадает в обычный класс - его сразу начинают жалеть, никто не ждет от него соперничества со здоровыми сверстниками. В интернате, когда в одном классе все дети не видят, плохо сделанные уроки за диагнозом не спрячешь. Здесь всем одинаково сложно.

КСТАТИ
За всю историю типографии Департамент соцзащиты ни разу (!) не заказывал для своих коррекционных школ пособия для незрячих.

Такой подход к образованию дает хорошие плоды: большое количество выпускников школы №1 поступают в различные вузы и ведут полноценный образ жизни. За время существования этого интерната (а он основан еще в ХIX веке) из его стен вышли ученые, педагоги, юристы, адвокаты, музыканты, программисты и спортсмены.

С самого основания учреждение числилось в системе образования. Однако 17 сентября этого года было принято решение о его переводе из Департамента образования в Департамент соцзащиты. Инициировал перевод директор школы, пожелавший сохранить бывший летний лагерь - ныне санаторную школу «Солнышко», рассчитанную на реабилитацию детей.

Родители испугались: из-за перехода учебного заведения в другое ведомство снизится ее образовательный уровень, поскольку Департамент соцзащиты занимается реабилитацией инвалидов, а не их обучением.

Подобные переводы - типичная ситуация. Первый заместитель руководителя Департамента соцзащиты Татьяна Потяева утверждает, что ухудшений при передаче интерната не произойдет, а финансирование даже будет увеличено. «Нам передано около 50 заведений для детей-сирот, которые наравне с обычными детьми обеспечиваются качественным образованием. Из этой полусотни школ только один интернат №1 взбунтовался, выразив сомнения в нашей компетенции», - заявила чиновница. Интернат №1 - не заведение для сирот. Возможно, поэтому он и взбунтовался?

Эта история не про экономию - сейчас в Москве на каждого незрячего ребенка выделяется в 3 раза больше денег, чем на обычного ученика. Просто Департаменту образования сложно направлять такие деньги на обеспечение специфических условий образования и содержания, а соцзащите - проще. Тем более что коррекционные школы для детей-инвалидов в ведомстве есть. Правда, как вспоминает Сергей Новиков, он ни разу не встречал выпускников таких школ в вузах: «Коррекционные заведения не ориентируют учеников на поступление, профессию, их задача - обеспечить медпомощь и реабилитацию детям, от которых отказались родители. А для наших детей важна социализация». Также Сергея - заместителя главного редактора издательско-полиграфического объединения «Репро» (единственной в России типографии, выпускающей учебники по Брайлю) - смущает, что за всю историю типографии Департамент соцзащиты ни разу (!) не заказывал для своих коррекционных школ пособия для незрячих: «Тогда как они учат детей?»

Надо отдать должное чиновникам - возмущение родителей и педагогов произвело на них впечатление, и они согласились участвовать в диалоге. По заверениям представителей Департамента соцзащиты, образовательный компонент в школе не уменьшится. В подтверждение своих слов они выслали родителям для ознакомления новый устав школы-интерната. Правда, опять с пометками для сиротского заведения. По документу, например, всю ответственность за детей-инвалидов несет директор школы, а не их законные родители.

Ознакомившись с бумагами, родители и бывшие выпускники школы на прошлой неделе вышли на митинг в Новопушкинском сквере Москвы. Акция привлекла внимание властей. На общем собрании было принято решение внести изменения в устав школы, закрепив за ней статус образовательного учреждения. А директор, инициировавший переход интерната в другое ведомство, отстранен от должности. По заверениям чиновников, чтобы следить за ситуацией, в Департаменте соцзащиты будет организован отдел образования.

Однако сомнения родителей не развеялись. «Из каких сотрудников этот отдел будет состоять? - спрашивают они. - И вообще, зачем создавать новую структуру в непрофильном департаменте, если система работы и обучения уже отлажена и исправно работает?»

Мария Ващук,

фото Александра Исакова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.