На праздновании юбилея высадки десанта антигитлеровской коалиции в Нормандии президент Владимир Путин в очередной раз напомнил европейцам о том, что Россия до сих пор остается одной из ведущих ядерных держав. Его заявление поддержали эксперты, заявив, что, несмотря на все сложности, нашей стране есть чем ответить на возможную ядерную угрозу.
Военные специалисты часто не соглашаются с позицией тех людей, кто привычно говорит об окончательном и бесповоротном крахе оборонной системы страны. Они подчеркивают, что, несмотря на многие годы отвратительного финансирования военной промышленности, задел советского времени оказался настолько мощным, что многим разработкам наших конструкторов Запад ничего не смог противопоставить до сих пор.
В последние годы оборонка опять стала предметом особо пристального внимания государства. О том, что финансирование и госзаказы на военные предприятия поступают в немалых количествах, «МН» писал совсем недавно. Но тогда речь шла об авиации.
«Стоит мне только позвонить друзьям из конструкторских бюро, как все говорят: мы на работе. Они работают и в праздники, и в выходные. Люди загружены по полной программе. Давно такого не было», - рассказывал нам эксперт программы «Народный самолет Ту-334» Владимир Леонов.
Похоже, та же ситуация сейчас и на предприятиях, работающих над ядерными военными проектами. Как и в былые времена, все новейшие разработки засекречены и даже специалисты, несмотря на возможности всезнающего интернета, чаще всего гадают о том, какие новинки выдаст скоро военная промышленность. Поэтому о сегодняшней ситуации чаще рассказывают люди, занимавшие высокие посты в оборонном комплексе несколько лет назад.
НА ПЕРЕДНЕМ РУБЕЖЕ
Бывший начальник управления аппарата Совета безопасности РФ, экс-начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин утверждает, что прогнозы пессимистов беспочвенны - ядерное оружие США и России до сих пор находится примерно на одном уровне.
«Средства доставки ядерного оружия у нас новые, и в этом мы обходим американцев. США планируют начать перевооружение в следующем десятилетии. Мы эту программу реализуем сейчас, поэтому отечественные средства доставки ядерного оружия по ряду параметров более совершенны и не имеют аналогов в мире», - сказал генерал-полковник Есин.
С ним в принципе согласен заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Российские носители стратегического ядерного оружия в целом новее, потому что выпускались либо в позднесоветский, либо уже в российский период», - уточняет эксперт. Например, американские ракеты «Минитмен», до сих стоящие на вооружении армии США, созданы еще в 60-е годы. И хотя их периодически модернизируют, эти ракеты во всех смыслах устарели. Российские офицеры говорят, что сейчас это вооружение пригодно только для музеев военной техники - в России давно уже используются куда более совершенные технологии.
КАК РУССКАЯ «САТАНА» ВЕСЬ МИР УДИВИЛА
До сих пор в отечественных ракетных войсках главным героем считался «Воевода». Это межконтинентальная баллистическая ракета - та самая, аналога которой в мире так и не создали. Натовцы, дав свое название этому чуду техники, учли не только его технические характеристики, но и тонкости русского языка: в западных странах российская баллистическая ракета получила говорящее название «Сатана».
Специалисты всегда напоминают, что эта ракета несет заряд мощностью 10 750 килотонн из независимых самонаводящихся боеголовок, а дальность поражения у нее более 11 тысяч километров. Русская «Сатана» была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая мощная межконтинентальная ракета. Эта разработка известна еще и тем, что отличается повышенной живучестью при ядерной атаке противника, а это всегда гарантирует ответный удар. Военные подчеркивают: речь идет не об ответно-встречном ударе, когда ракеты выстреливают по факту пуска ракет противника, а именно об ответном, когда ракеты врага уже достигли цели.
Между тем летом 2009 года эксперты заговорили о том, что в недрах российской оборонки родился очередной проект, который по многим параметрам превзойдет эту фантастическую разработку. Но тогда вся информация традиционно оказалась засекреченной. И только в прошлом году главнокомандующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев поделился с журналистами некоторыми деталями.
«В течение ближайших лет должно произойти кардинальное обновление техники и вооружений РВСН. В 2018 году их доля должна составить 80 процентов. Для этого предполагается продолжить поставки техники, уже освоенной в производстве. Кроме того, должны быть завершены несколько новых разработок», - сказал генерал-полковник.
Под одной из этих таинственных новых разработок предполагался ракетный комплекс «Сармат», который призван заменить потихоньку стареющую «Сатану».
В составе РВСН есть еще одна разработка, не имеющая аналогов в мире. Речь идет о мобильных грунтовых межконтинентальных ракетных комплексах. Это очень важно: «Воевода» - «Сатана», как и грядущий «Сармат», являются тяжелыми межконтинентальными ракетами, поэтому запускаются из шахт. В этом их уязвимость: места их базирования хорошо известны иностранным разведкам. А мобильные ядерные комплексы, такие как РТ-2ПМ «Тополь» или новейшая РС-24 «Ярс», будучи не такими мощными, могут легко перемещаться в любом направлении. К тому же, для того чтобы произвести пуск, нужны только два офицера, что еще больше облегчает задачу и засекречивает передвижение ракеты.
НОВАЯ ЖИЗНЬ «БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ»
Но если командование ракетных войск не скрывает оптимизма по отношению к своему будущему, то дальняя авиация - еще один важнейший игрок в ядерной защите страны - только выходит из пережитого кризиса. Здесь все очень непросто: стратегическая авиация, пожалуй, больше других пострадала в перестроечные десятилетия.
«Белым лебедем» в армии называют сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Он действительно очень красив, но в военных условиях главное не это: Ту-160 вооружен крылатыми ракетами с ядерными боеголовками, а это особенно важно в нынешних условиях.
История этого самолета трагична. Первые 19 машин, равных которым не было ни в одних ВВС мира, были отправлены в 1986 году на Украину, в город Прилуки, где находилась крупная авиабаза. Через пять лет СССР распался, и все советские «лебеди» остались в украинской собственности. Тогдашнее руководство новообразовавшейся страны распорядилось ими более чем оригинально: выполняя договоренности с США, уже в 1991 году Украина приступила к уничтожению «стратегов». Они успели распилить почти половину машин, когда Россия бросилась спасать уникальные самолеты. Правительству удалось отбить только восемь из них - украинцы отдали «тушки» за списание части долга по закупкам газа.
Теперь оставшиеся Ту-160 по-прежнему являются флагманами стратегической авиации России. Несмотря на приличный возраст и явную необходимость модернизации, они не перестают удивлять специалистов. Например, в 2006 году группа «Белых лебедей» во время учений проникла в воздушное пространство США и каким-то удивительным образом осталась незамеченной - об этом рассказывал тогдашний главком стратегической авиацией генерал-лейтенант Игорь Хворов.
Между тем Ту-160 и сегодня преследует непростое прошлое. Сейчас речь идет о замене двигателей, которые давно уже устарели, а делать новые некому. Раньше комплектующие для них создавала добрая сотня предприятий, разбросанных по всему Советскому Союзу. Теперь большинства заводов и КБ просто не существует, а оставшиеся расположены за пределами России. Поэтому начинать выпуск двигателей приходится практически с нуля.
Это тяжело. Катастрофический недостаток кадров - это проблема для оборонки такая же серьезная, как недофинансирование. С деньгами тоже непросто, но с недавним прошлым не сравнить. Когда понадобились достойные самолеты, нашлись и средства. Представители Минобороны оптимистично заявляют, что модернизация Ту-160 пройдет в любом случае. Работы будут проводиться на Казанском заводе имени Горбунова. К 2017 году планируется обновить 12 машин, и тогда можно будет сказать, что и за российскую дальнюю авиацию стратегического назначения россиянам стыдно не будет.
Наталья Пуртова
Фото PHOTOXPRESS