Сегодня 21 октября 2018 г., воскресенье, 06:01USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Проблемы семьи и воспитания

Как защитить ребенка от одиночества

1 июня 2016
hits 2401

В России 1 июня отметят День защиты детей. Дети всегда были беспомощны и нуждались в родительской защите. Ведь, утопая в работе, отдаляясь от них и оставляя наедине с собственными внутренними бурями, мы оставляем их в беде. Что же делать? Как изменить ситуацию?

Ответы на эти вопросы корреспондент «Мира Новостей» неожиданно нашел в самом центре Москвы в Петровском переулке, где располагается один из самых знаменитых столичных семейных театров «А-Я», а по сути, не только театр, а настоящая лаборатория детства, которое уже 25 лет тут изучают, исследуют, реконструируют и борются за него с самыми настоящими врагами...

ЛИСИЧКИ МОРЕ СИНЕЕ ЗАЖГЛИ

Вот мама. Вот папа. Бабушка и дедушка. А вот дети, которые ужасно мешают им заниматься своими делами: вязать, читать газету и пить утренний кофе. Балуются с телефоном, притворяясь, что звонит слон. Играют в чехарду, прятки и салки. И... Ой! Мама на сцене превратилась... в гориллу. А дедушка стал Бармалеем! А вот уже весь зал... горит! Это артисты раздали детям красные ленточки. Да это не зал, а... море! Это его лисички подожгли! Помните? «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли...» Но вот уже опять все хорошо, и артисты с детьми в зале кидают друг другу мячики...

Так выглядит в театре «А-Я» постановка по мотивам стихов Корнея Чуковского «Чудо-дерево», странным образом сумевшая меня да и мою маленькую дочь мгновенно погрузить в атмосферу моего детства.

Не менее интересно и в фойе после спектакля. Здесь, в маленьком уютном детском кафе с карандашами на столах и светящимися стрекозами на потолке, очень часто зрители задерживаются, чтобы обсудить увиденное.

- Мы потому с девчонками любим этот театр, что тут все спектакли рассчитаны одновременно и на детей, и на взрослых, - говорит мама двух очаровательных девчушек. - Причем каждый видит свое. Тут вам и варьете, и детектив, и боевик. И дети рады, и взрослые довольны, и поговорить есть о чем.

ЧТО БАЙ-БАЙ ОБЪЯСНИЛ ПСИХОЛОГУ

- Такие истории, когда, к примеру, папа приводит дочку, потому что мама сказала, а сам сидит со скучающим видом, мы иногда наблюдаем. Но это бывает только до начала спектакля, - рассказывает один из ведущих актеров театра Александр Данилов. - Но потом человек погружается в действие, расцветает. Когда так происходит, наша главная задача выполнена. Потому что наши спектакли всегда рассчитаны на взрослых и детей. Так, чтобы в одном и том же событии и ребенок, и взрослый увидели что-то свое. Или что-то общее, но по-разному, с разных сторон. Это очень важно!

С разных сторон - это не фигура речи, как и практически научный подход к делу образования общих интересов у детей и взрослых. В репертуаре театра представлено множество спектаклей в таких жанрах, которых не увидишь больше нигде. Например, экспериментальные спектакли «Золотой горшок» и «Любопытный слоненок», которые игрались по принципу квеста, то есть не только на сцене, но и во всех помещениях театра. Или спектакль-игропредставление по пьесе Евгения Шварца «Война Петрушки и Степки-растрепки», в ходе которого актеры вовлекают в действие детей прямо из зала, например, чтобы помочь Степке-растрепке одеться, а то он не знает как. Или постановка «Однажды в детстве», созданная на основе реальных интервью с детьми. Зачем?

- Расскажу вам историю, которая лучше всего ответит на этот вопрос, - объясняет зав-лит театра Светлана Кочерина. - Главная тема спектакля «Однажды в детстве» - детские страхи. И мы изучали ее очень подробно. Расспрашивали десятки детей о том, чего они боятся. В результате возник такой герой Марленбонц, который воплотил в своем образе все эти детские страхи: рычащей собаки, темноты, высоты... И другой герой - доброе одеяло Бай-бай, вместе с которым главные герои - брат и сестра - спасают друг друга. Почему одеяло? Потому что теплое, большое, рядом, может спрятать, согреть. Так вот однажды после спектакля ко мне подошла женщина и рассказала, что она психолог, что долго работала с мальчиком, который до истерик боялся темноты. То есть всегда вечером должен был быть зажжен ночник, открыта дверь в коридор, и в коридоре свет, и в комнате родителей. А после этого спектакля он впервые лег сам. Сказал, что у него теперь есть Бай-бай, и заснул. Ну а психолог пошла смотреть на Бай-бая.

ПОЧЕМУ ИГРА ВАЖНЕЕ ВСЕГО

- Многое объясняет то, что идея создания театра возникла в 1990-е годы, - продолжает Светлана. Формат детского театра был выбран именно потому, что поняли: во всех происходящих в стране процессах дети оказались самыми уязвимыми. В то время родители вынуждены были резко менять свою жизнь, зарабатывать деньги, и дети оказались совсем выключены из их жизни. Организаторы этого театра сами были родителями и понимали, что происходит. Тогда они и рискнули создать семейный театр, который поможет наладить контакт между детьми и взрослыми. И так и повелось с тех пор: каждый спектакль - это попытка свести в одном зале взрослого и ребенка, научить взрослых играть и, вспомнив себя маленькими, слышать своего ребенка, уметь его изучать, а значит, быть ему защитой, помощью в любых трудностях на опасном пути его взросления.

И ведь то же самое необходимо и детям. На самом деле все, что им нужно, - это понимать, что родители находятся с ними в одной лодке, что они не по разные стороны барьера, а союзники. Именно поэтому нашим главным направлением стало игропредставление, игра - лучшее, что объединяет.

- Ну а лет 5-6 назад, - говорит Светлана, - мы стали замечать, что дети вообще постепенно перестают играть. Какие-то вещи стали ускользать от них. Из жизни детей начала уходить игра фантазийная, такая, которая вся основана на вымысле, для которой нет вообще никаких барьеров. Когда тебе не важно, сколько денег у твоих родителей, потому что ты можешь играть, что ты сейчас в Африке, а через пять минут - в Антарктиде, а потом - в Париже. Для этого тебе не нужны специальные приспособления, дорогие игрушки. Почему так происходит? Это главный вопрос, который мы пытаемся понять до сих пор. Потому что родители заняты работой? Нет, в 1950-е годы, когда после войны восстанавливали страну, родители были заняты куда больше. Значит, дело не только в этом. Изобилие игрушек, которые дети перестали ценить? Отсутствие свободного детства, когда можно тусоваться с компанией сверстников и играть в шалаш или ракету? Очевидно, что все это совокупность причин. Но также очевидно, что тенденция тревожная, потому что дети начинают мыслить стереотипами и не хотят уже придумывать ничего нового, раз у них и так все есть: в школе - заготовленные тесты, дома - заготовленные игры. Зачем думать, зачем фантазировать? Зачем мечтать? А ведь именно мечта когда-то привела Ломоносова в науку, а Гагарина - в космос...

ПОЧЕМУ БАБУШКА ЛЕЖИТ НА ПОЛУ

И вот он, удивительно простой ответ на вопрос: как же защитить современного ребенка? От компьютерных игр, которые затягивают, как омут. От неизвестных людей, которые незнамо на что могут подговорить его в соцсетях. От одиночества и беспомощности, которые могут привести неизвестно куда. Играть! А что делать, если устал на работе и страшно не хочется? Над этим вопросом сейчас серьезно работают в театре «А-Я». И, возможно, для многих на него ответит скорая премьера - спектакль под рабочим названием «Когда я был маленьким» в жанре сказки о детстве, для участия в котором в театр приглашены многие легендарные люди России: спортсмены, космонавты, ученые. Зачем? Чтобы вспомнить о своем детстве.

- Вы помните себя в детстве: самое приятное и самое страшное. То есть в вас живы конкретные воспоминания, - объясняет концепцию будущего спектакля его режиссер Андрей Покатилов. - И суть в том, что окунуться в него можно всегда, а значит, поставить себя на место ребенка. Ведь мы на самом деле не перестаем быть детьми. А ребенок - это тот же взрослый, который еще не очень хорошо владеет своим телом. Понимаете? Чтобы сблизиться по-настоящему, достаточно просто вспомнить об этом, вернуться в себя ребенка. И все получится само собой.

Таких историй в театре «А-Я» тоже довольно много. И не только про родителей.

Например, про ребенка, который сходил на спектакль «Цыпа-дрипа», где актеры перевоплощаются в буквы, и заставил дома перевоплощаться в них всю семью. Причем мамы с папой не хватило, не хватило даже присоединившегося к процессу дедушки. В итоге для того, чтобы изобразить букву «ш» (трое людей - вертикальные перекладины и один - горизонтальная), пришлось уложить бабушку на пол(!) и таким образом выучить весь алфавит. Или про маму и папу, которые после спектакля про Алису в Стране чудес уже два года устраивают по этому принципу дома дочке день рождения.

Глубоко задумавшись об этом, я чуть  не пропустила главного.

- Мам, а помнишь, как в спектакле мама превратилась в гориллу? - по дороге домой вдруг спросила меня дочь.

- Ну да, - не очень понимая, о чем речь, удивилась я.

- Ну так вот. Это так похоже на то, как ты орешь, когда на меня сердишься. Так что теперь я это понимаю и больше на тебя не обижаюсь! - резюмировал ребенок. Мы вместе рассмеялись. И в этот момент я поняла, что поход в театр действительно удался...

Марина Алексеева

Фото С. Кочериной, FOTODOM.RU

 

 

Просмотров: 2401
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Стала известна причина взрыва в колледже в Керчи
Чрезвычайное происшествие в политехническом колледже в Керчи произошло из-за неустановленного взрывного устройства.
17 октября 2018
За убийством саудовского журналиста наблюдал консул Саудовской Аравии
Пропавшего саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи пытали и обезглавили в присутствии консула королевства в Турции. Об этом сообщает издание «Известия».
17 октября 2018
Красноярский чиновник посоветовал обманутым дольщикам самим достроить жильё
Обманутым дольщикам стоит за свой счёт закончить строительство дома. Кроме того, лучше «бросить 200 тысяч мимо», но при этом остаться живым и здоровым, считает Евгений Ганчуков, занимающий пост замминистра строительства Красноярского края.
17 октября 2018
В небе Пекина жители заметили НЛО
Неопознанный летающий объект неожиданно появившийся в небе над Пекином испугал горожан.
14 октября 2018
Шторм повернул водопад вспять
Уникальное природное явление можно было наблюдать на шотландском острове Скай.
15 октября 2018
Виновник взрыва в Керчи покончил с собой
Виновный во взрыве в политехническом колледже в Керчи совершил суицид. Его тело обнаружили в библиотеке.
17 октября 2018
Загрузка...