В Госдуму от его имени был внесен законопроект, дополняющий уже действующий комплекс мер по борьбе с коррупцией в органах власти.
Расширен круг лиц, которым запрещено иметь активы за рубежом: помимо госслужащих высшего уровня под запрет подпадут сотрудники Центробанка, государственных корпораций, таможенных органов, правоохранители. Как пояснил полпред президента в Госдуме Гарри Минх, «все лица, которые участвуют в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации». Расширен также круг лиц, обязанных представлять сведения о доходах при поступлении на работу. Сегодня декларации заполняют лишь высокопоставленные чиновники, после того как закон вступит в силу, их ряды пополнятся гражданами, претендующими на службу в любых органах государственной власти, как на федеральном, так и региональном уровнях. Помимо этого ужесточаются требования к отчетам госчиновников о крупных расходах. В соответствии с действующим законодательством отчитываться нужно лишь об отдельных сделках с недвижимостью, ценными бумагами, транспортными средствами, если их цена выше совместного дохода семьи чиновника за последние три года. Теперь же они будут обязаны сообщать о подобных расходах — как своих собственных, так и супругов и несовершеннолетних детей — в том случае, если трехлетний семейный доход был превышен по сумме всех сделок за минувший год.Еще законопроект вводит новое понятие:«малозначительность коррупционного правонарушения». Тем самым предполагается дифференцировать ответственность за нарушение закона. Определять же«малозначительность» нарушения будут созданные в госорганах комиссии. Довольно странная мера: степень вины должны оценивать прокуроры и судьи, а не коллеги чиновника-нарушителя. Эксперты считают все эти меры во многом популистскими, которые мало что решают. Принципиальный же вопрос — это ратификация 20-й статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которую наша страна не ратифицирует. В этой статье, напомним, речь идет о незаконном обогащении, которое трактуется как «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Противники ратификации статьи ссылаются на отсутствие такого состава преступления, как незаконное обогащение в Уголовном кодексе РФ. Приводить же УК в соответствие с международными нормами наши власти не спешат. Что касается нового порядка отчетности, то чиновники научились обходить любые препятствия на пути к сокрытию доходов. Например, крупные сделки разбиваются на более мелкие или оформляются «на тещ и теток». Да и результативность антикоррупционных проверок невысока. Глава кремлевской администрации Сергей Иванов заявил, что сейчас отчитываются о доходах и расходах около 1,5 млн чиновников. Из 17 тыс. проверенных деклараций «251 случай был признан серьезным». Почему проверили столь незначительную часть чиновничества? Были ли наказаны нарушители, а если да, то как? Об этом нам ничего не известно. Практика проверок чиновничьих деклараций и оргвыводов (если они вообще существуют) в отношении должностных лиц-нарушителей носит абсолютно непрозрачный характер.
Игорь Минаев
Фото 53news.ru