Общественные и социальные новости
2147

Почему ты, клоун, грустный?

Почему ты, клоун, грустный?

Театр «Грим Масса» (или «Дом клоунов»), который называли гордостью сохранившейся старой Москвы, не пришелся ко двору новому управленцу от культуры.

Предписано съехать. В четырехдневный срок. В… никуда.

«НОЛЬ РУБЛЕЙ»

В СССР был целый перечень почетных профессий, входили в него и цирковые артисты. Особенно советская детвора любила клоунов. С теплотой и ностальгией вспоминаем Юрия Никулина и Олега Попова, Леонида Енгибарова и Карандаша (Михаила Румянцева)...

- Я очень давно, еще в моем советском детстве решил стать клоуном (мой отец также цирковой артист). Этой профессии служу, можно сказать, всю свою жизнь, - рассказывает Павел Иванов, руководитель театра «Грим Масса». Сейчас театр, который он с любовью созидал, отстраивал, уничтожен. За его восстановление предстоят бои, очевидно, затяжные.

Павел показывает фотографии и видео: с репетиций и спектаклей - детских и семейных, уличных перформансов… Во всех городских увеселительных мероприятиях «Грим Масса» участвует в первых рядах. Регулярно получает грамоты от различных городских ведомств за свою активную творческую и гражданскую позицию. К примеру, совсем недавно облачились в клоунские костюмы и вышли с метлами - убирали мусор, шутили и танцевали, одновременно создавая хорошее настроение у жителей микрорайона и туристов и привлекая внимание к необходимости таких народных субботников.

Руководство ДК «Гайдаровец», к которому прикреплен театр, к слову, запросило фото с мероприятия - этими снимками мгновенно отчитались перед вышестоящим начальством: мол, какие мы молодцы, работаем с населением.

- Получается, одной рукой нас награждают, а второй… указывают на дверь, - констатирует Павел Иванов.

Небольшое - 60 квадратных метров - помещение рядом со старым Арбатом «Грим Массе» выделили несколько лет назад. Когда-то здесь располагался районный Дом культуры, в 90-е закрытый, затем - склады с невнятным содержимым.

- Я убеждал, уговаривал министерства и ведомства передать нам. Убедил. Нас прикрепили к «Гайдаровцу». Заключили договор, в котором прописано, что мы занимаемся развитием клоунады и циркового искусства. Аналогичных нашему учреждений в Москве на сегодня нет, - подчеркивает Иванов. - При театре действуют студии: бесплатные для детей и платные - прибыль за вторые получает «Гайдаровец», который является бюджетной организацией. Я лично привлек к работе двенадцать волонтеров, это студенты театрального факультета одного из столичных вузов. Они помогают театру, одновременно преподаю им пантомиму и клоунаду на практике.

Согласно заключенному договору, ДК «Гайдаровец», в свою очередь, должен обеспечивать театр всем необходимым для работы. Однако выделили, со слов Павла, за эти годы «ровно ноль рублей». Костюмы, реквизит, оборудование и многое другое приобретались исключительно за свой счет. Иванов привлекал поклонников клоунского искусства - помогали чем могли. Но в основном вкладывал личные сбережения. Это не имело для него значения. Главное - театр жил и дышал.

 

При театре действует бесплатная студия для детей

 

…НА ХЛЕБ НЕ НАМАЖЕШЬ

Около четырех лет назад в ДК «Гайдаровец» сменился директор. Убрали пожилого и заслуженного, прислали молодого - Александру Александровну Лихман.

- Новый директор неоднократно приглашала меня к себе (наш театр, напомню, находится в районе Арбата, а головной офис «Гайдаровца» - в двух остановках метро на Курской), - рассказывает Иванов. - Упрекала: мы - гриммассовцы - малоприбыльные, что наши платные студии доход приносят незначительный, а социальную работу с детьми и подростками на хлеб не намажешь. Я отвечал: «Пожалуйста, привлекайте к нашим платным занятиям новых учеников, вам ведь выделяют бюджет, в том числе на рекламу… К слову, у меня крошечный оклад, к тому же я содержу театр. И рад бы, но совершено не имею возможности вкладывать деньги еще и в рекламу платных студий». Давайте с вами посчитаем. В Москве работают более 80 театров. Две трети из них прибыли в бюджет не приносят. Однако их все равно финансируют за счет госсредств. На ДК «Гайдаровец» также выделяют, взамен получают госзадания на участие в различных мероприятиях, куда часто делегируют и нас, замечу, на бесплатной основе. Я же не прошу финансирования. Просто дайте возможность работать. «Грим Масса» - единственный в своем роде театр, у нас даже нет конкурентов. О нас регулярно снимают передачи городские и федеральные телеканалы, в хвалебном ключе пишут печатные СМИ: как хорошо, что есть кому учить детей клоунаде…

НИКАКИХ КОМПРОМИССОВ

1 июля, находясь в законном отпуске, Павел Иванов получает бумагу за подписью директора ДК «Гайдаровец» Александры Лихман. О том, что до 5 июля должен освободить помещение. С вещами на выход! Под предлогом (пока что) проводимых ремонтных работ.

- Бросившись в Дом культуры и побеседовав с Александрой Александровной, очень непреклонной относительно нашей «неприбыльности», я понял, что и после ремонта обратно нас не пустят, - говорит Иванов. - Днем спустя, приехав собирать костюмы и реквизит, демонтировать сцену (раз велено начальством, куда деваться?), Павел обнаружил в двери новый замок, а внутри помещения - рабочих, прибывших все ломать и крушить. Директор Дома культуры Лихман прислала ему эсэмэску: если вдруг станете упираться, то воздействуем административно-правовым ресурсом, то есть через суд. Так как мешаете рабочим. Никаких компромиссов!

Правда, сторонние юристы внимательно изучили договор Иванова с ДК «Гайдаровец». Во-первых, там четко прописано: об изменении условий (в том числе необходимости съехать из помещения) штатного сотрудника (а Иванов штатный) обязаны предупредить за два месяца, а никак не за четыре дня. Во-вторых, должны предоставить аналогичное помещение взамен. Юрист посоветовал обращаться в районную прокуратуру с заявлением о нарушении трудового права. Павел обратился - ждет ответа. Вещи пришлось вывезти. Спасибо волонтерам, помогавшим в демонтаже, и друзьям, предоставившим временное помещение под костюмы и реквизит.

Фотографии сделаны перед выездом. Вместо сцены и уютного камерного зрительного зала, гардеробной и гримерки - груды строительного мусора. «Дом клоунов» разрушен.

- Не очень люблю афишировать нашу благотворительную деятельность (считаю, доброе дело любит тишину), но сейчас особый случай. У нас множество историй. Вот одна показательная: нам позвонили из благотворительного фонда, они помогают страдающим от рака детям. Сказали: «Маленький мальчик мечтает увидеть настоящего клоуна с собакой, не могли бы вы?.. Но запрещено заходить в палату…» Мы с коллегой Екатериной и собачкой выступали в больничном дворе, а дети наблюдали из окон, в том числе и мальчик, мечтавший увидеть клоуна… На следующий день мне передали его слова, он сказал врачам: когда вырасту, буду тоже клоуном и выступать с собачкой. Через неделю ребенок умер… Рассказываю не в ожидании похвальбы: вот, дескать, доставили радость умиравшему малышу... Но имею вопросы. На каком основании директор Дома культуры Александра Александровна уничтожает наш театр, сама она что хорошего в жизни совершила? Сколько стоит затеянный ею в нашем помещении ремонт? Зачем ломают полы, если они крепкие и еще прослужат не один десяток лет? Прошу профильные структуры, журналистов и общественность инициировать проверку данных и других нюансов. Как будет использоваться помещение, когда ремонт завершат? Под коммерческое и «прибыльное» предприятие? Все-таки старый Арбат и центр Москвы, каждый квадратный метр на вес золота…

В ДК «Гайдаровец», куда мы позвонили за комментарием директора, посоветовали обратиться позже - после периода отпусков. А значит, «МН» еще вернется к этой истории.

Виктория Катаева

Фото из личного

архива П. Иванова.

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Нам важно ваше мнение!
Поделиться
Обсудить тему
Комментарии (0)