Общественные и социальные новости
5311 | 0

Олимпиада может уничтожить Сочи

Олимпиада может уничтожить Сочи
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

До начала зимней Олимпиады на юге России осталось совсем немного времени. Готов ли Сочи к «Играм, которые мы заслужили»  вместе с теми, кто их затеял? Чтобы ответить на этот вопрос, в городе побывал собственный корреспондент «Мира новостей».

Олимпийская лихорадка достигла пика. Правительство давит и торопит: быстрее, быстрее! Работники одного из самых крутых отелей Сочи «Редиссон Лазурная» рассказали на днях, что правительственные чиновники буквально заполонили гостиницу. «Как забодала эта олимпийская дыра, - ворчат постояльцы в дорогих костюмах от знаменитых дизайнеров. - Сколько можно здесь торчать?! Не дай бог ЧП в Имеретинке случится, тогда нас сделают крайними и снимут скальпы».

ВОДА ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Дамоклов меч Сочи - осенние и зимние штормы. На сайте МЧС РФ по Краснодарскому краю то и дело появляется устрашающая информация: «В Сочи и районе из-за сильных ливней возможно подтопление улиц, сход селевых потоков. Просьба без крайней надобности не выходить из дома». И это не где-нибудь на Дальнем Востоке, а в городе, куда вот-вот приедут десятки тысяч спортсменов и болельщиков.

В марте этого года шторм разрушил часть береговой защиты олимпийских объектов. Было уничтожено порядка сотни метров защитных сооружений стоимостью около 2,5 миллиарда рублей.

Сейчас строители с ужасом ожидают новых катастроф. Первый звонок прозвучал 24 сентября. Во всех районах Сочи были зафиксированы чрезвычайные происшествия, связанные с небывалой циклонической деятельностью на побережье: сильным ветром, смерчами и обильным количеством осадков, причем такой длительной продолжительности, что даже старожилы не припомнят ничего подобного.

«В Лазаревском районе затопило десятки домов, были оборваны линии электропередачи, вышла из строя система подачи воды, - вспоминает один из пострадавших Игорь Остроженко. - В мэрии нам сказали, что компенсацию получат только те, кто не будет поднимать шум. Мол, подготовка к Олимпиаде важнее любых проблем».

В буйстве стихии, то и дело накрывающей Сочи, осенью могли убедиться участники международного инвестиционного форума. За два дня до его открытия уровень воды на новой - олимпийской - дороге, ведущей к ледовому дворцу, поднялся на два метра. На других трассах образовались многочасовые пробки. В зону подтопления попали аэропорт и железнодорожный вокзал в Адлере. А что будет в феврале?

Далеко не все благополучно и в Красной Поляне. «Погода минувшей зимой здесь характеризовалась непривычно высокими температурами. Средняя дневная с 7 по 23 февраля 2013 года была равна +8°C. Это в несколько раз выше, чем в предыдущие пять лет, - поясняет кандидат географических наук, член Русского географического общества Марина Ревнева. - К резкому потеплению привели хищнические вырубки леса, строительство тоннелей и мостов. По сути, дорога стала трубой, по которой теплый воздух с Черного моря накачивается в ущелье Красной Поляны».

Что это означает? Что Красная Поляна перестанет быть зимним курортом и все инвестиции, вложенные в Игры, окажутся выброшенными на ветер.

АЛМАЗНЫЕ ДОРОГИ

В модернизацию дорожной сети Сочи вбухано, по разным данным, от 180 до 250 миллиардов рублей. Наиболее затратный проект - «Дублер курортного проспекта». Он станет главной транспортной артерией Сочи. На эту трассу ушло от 40 до 59 миллиардов рублей. За такие деньги можно построить небольшой город. Росавтодор обещает полностью ввести объект в строй в декабре 2013 года, то есть за три месяца до открытия зимних Игр.

Все олимпийские дороги: Джубга - Сочи, дублер курортного проспекта и  Адлер - Красная Поляна - в конце сентября, как я уже говорил, накрыло водой. Часть асфальтового покрытия срезало словно бритвой. Так называемая защита от схода камнепадов (металлические сети, установленные по отрогам гор) на отдельных участках не выдержала.

ДОСЛОВНО
«Средняя дневная температура в Красной поляне с 7 по 23 февраля 2013 года была равна +8°C. Это в несколько раз выше, чем в предыдущие пять лет. Олимпийская дорога стала трубой, по которой теплый воздух с Черного моря накачивается в ущелье Красной Поляны».

«Все из-за спешки. При прокладке новых федеральных дорог строители забыли проложить ливневую канализацию, - считает главный инженер Краснодаргражданпроекта Сергей Кудрявцев. - Любой сильный дождь будет блокировать движение».

Росавтодор больше беспокоило не качество, а сроки. Дорожное агентство привлекало субподрядчиков отовсюду. одна краснодарская фирма, например, выиграла тендер на строительство дорог в Имеретинской низменности. Сумма контракта - 700 миллионов рублей. Эта же компания занималась строительством в Краснодаре плавательного стадиона. Во время испытаний чаша бассейна не выдержала, тысячи тонн воды ее разломали, была серьезно повреждена одна из несущих стен. Вода, затопившая трамвайные пути, парализовала движение городского электротранспорта на несколько часов. Что можно ожидать от таких подрядчиков, строящих олимпийские дороги?

На одной из пресс-конфе-ренций заместитель предсе­дателя правительства РФ Дмитрий Козак заявил, что пробок во время Олимпиады в Сочи не будет. А куда они денутся, если даже модернизированная транспортная сеть столицы Олимпийских игр-2014 не рассчитана на поток автотранспорта? Впрочем, чиновники нашли другой способ борьбы с пробками. На период проведения Игр они внесли изменения в закон о транспортном движении. На дорогах Сочи появятся спецполосы, двигаться по которым и останавливаться получит право исключительно олимпийский транспорт. Впервые в истории в российские ПДД внесены изменения с ограниченным сроком действия - с января по март 2014 года.

НОЧНАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь Сочи из-за Олимпиады на три месяца будет переведена на ночной режим. Транспортные предприятия, продовольственные фирмы, крупные сетевые компании и гипермаркеты поменяют распорядок. Изменения затронут не только владельцев бизнеса, но и жителей.

«Мэр Сочи провел совещание на эту тему, - рассказывает один их моих коллег, которому удалось побывать на закрытом для СМИ мероприятии. - Я ошалел от услышанного. На время Олимпийских и Пара­олимпийских игр каждое предприятие должно предоставить на аккредитацию списки транспортных средств, закрепленных за конкретными водителями. Все автомобили должны быть не старше пяти лет, а водители - исключительно местными жителями. Доставка товара в магазины будет разрешена только после полуночи. На вопрос представителя торговой сети бытовой техники о возможности доставки товара в дома покупателей мэр Сочи предложил с продажами повременить».

В спешном порядке в городе создается так называемый продовольственный совет. Его задача - рассчитать объем продуктов, необходимый для питания участников и гостей Олимпиады.

«У меня два кафе, - жалуется на судьбу предприниматель Гарик Крачанян. - Холодильники в них рассчитаны на хранение продуктов не больше 2-3 дней. Что делать во время Олимпиады? Будь она трижды неладна. Где я буду покупать продукты? На каком-нибудь официальном складе, где цена в несколько раз выше, чем на рынке и оптовых базах? Кто ко мне придет, если порядок цифр в меню вырастет в несколько раз?»

«Судя по всему, начнется ажиотаж, - рассуждает житель Сочи Артур Мирошниченко. - Магазины вообще могут прикрыть на время, чтобы иностранцев не пугали очереди».

«Мы живем в каком-то дурдоме, - возмущается горожанка Вера Убейконь. - Могут в любое время отключить электричество. Звонишь в аварийку, а там отвечают: «Идут ремонтные работы. Когда дадут свет, не знаем». Летом была жара, продукты в холодильнике портились быстро. Сколько их пришлось после таких отключений выбросить! Воду то дают, то отключают».

«Инженерные коммуникации изношены до предела, их реанимируют в авральном порядке: весь город разрыт, укладывают новые трубы, тянут кабели, - говорит бывший главный инженер Сочиэнергосбыт - НЭСК Владимир Игнатченко. - Посмотрите, кто и как ведет эти работы. Узбеки и таджики. Работают наспех. Уверен, через год-два, если не раньше, будут порывы».

Не буду подробно останавливаться на качестве работ главных олимпийских объектов. Но приведу весьма показательный пример. В этом году в Краснодаре на архитектурной выставке я был свидетелем разговора двух ее участников.

- Представляешь, ко мне обратилась компания, возводящая один из олимпийских объектов в Сочи, - говорил солидный мужчина. - Объект они построили, но для того, чтобы его приняла госкомиссия, нужен проект. Предложили сделать его постфактум.

- Сделал? - поинтересовался собеседник.

- Нам предложили такие деньги, что за них пять проектов можно сделать. Только вот теперь думаю: а вдруг их объект рухнет? Что мне тогда светит?

Сколько подобных сооружений без проекта построено в Сочи - тайна за семью печатями.

Владимир Михайлов

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.