Общественные и социальные новости
1771 | 0

Одинаковые учебники - одинаковые мысли

Одинаковые учебники - одинаковые мысли
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Госдуме обсуждается законопроект о единых школьных учебниках по математике, истории, русскому языку и литературе. Учителя не в восторге от парламентской инициативы: все образование, включая профильное, понизится до базового уровня.

Авторы документа - депутаты Госдумы Ирина Яровая и Вячеслав Никонов - считают, что введение единых базовых учебников будет иметь «объединяющее значение для государства и являться мерой обеспечения его национальной безопасности». И главное: одинаковая школьная литература «обеспечит всем детям независимо от социального статуса семьи и места жительства общий золотой стандарт образования».

В случае если проект станет законом, российское образование совершит прыжок в прошлое - туда, где все школьники Советского Союза учились по одним и тем же учебникам. Не спорим, хорошо учились, становились умными и грамотными специалистами. Однако в СССР Минобрнауки не делило образовательные программы и итоговые экзамены на базовый и профильный уровни. А у нас здесь, в 2015 году, классы делятся на учащихся, готовящихся сдавать ЕГЭ в максимально упрощенной форме - на троечки, и ребят, занимающихся по углубленным программам и планирующих поступать в вузы.

Сначала Министерство образования РФ и Госдума принимают федеральные законы «Об образовании в РФ» и «О контрактной системе в сфере закупок... для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ставят всю систему не только обучения детей, но и производства учебников с ног на голову, делят школьников на группы, а потом собираются тратить государственные деньги на «уравниловку».

«Выбор учебников, утверждение их федерального перечня и отслеживание качества - обязанность научного сообщества, и никого кроме, - объясняет член Совета по русскому языку при президенте РФ, председатель координационного совета Ассоциации учителей-словесников Людмила Дудова. - Любая рекомендованная литература содержит определенный минимум, и настоящий педагог всегда выстраивает собственную программу уроков. Для контроля за содержанием вполне достаточно экспертного совета».

По словам учителей, желание депутатов ввести единые базовые пособия по математике, истории, русскому языку и литературе - нелепость уже потому, что они нарушат принцип вариативности. Россия подписала ряд международных требований, дающих школам академическую автономию, а педагогам - свободу самостоятельного выбора источников.

Чего хотят парламентарии? Единомыслия? Говоря об учебниках, они делают упор на слове «базовые». То есть все книги должны соответствовать базовому уровню? Это когда ученик еле дотягивает до 20 баллов на ЕГЭ.

«Судя по предложениям Госдумы, депутаты не имеют представления о том, что происходит в образовании, мало знакомы с законодательством, - предполагает учитель высшей категории, с 2008 года возглавляющий коллектив разработчиков ГИА по литературе Алексей Федоров. - Сейчас авторы разрабатывают базовые школьные учебники по истории. Ситуация с этим предметом, видимо, будет ориентиром для математиков и словесников. Пока все выглядит туманно. Допустим, государство заберет у авторов новые учебники, выложит их, как обещают депутаты, в открытый доступ для обсуждения и впоследствии примет окончательный вариант. Но разве публикация в интернете не противоречит авторскому праву?

С русским языком и литературой еще сложнее. Для них стандарт - прежде всего базовое содержание. Кто и чем его наполнит? Кто будет решать, что детям надо читать, а что следует исключить. При условии принятия единого учебника по литературе учителя не смогут расширить утвержденные программы своими списками, поскольку дополнительная литература не должна вступать в противоречие с основным учебником. В общем, как обычно, побочные эффекты от благих целей депутатов принесут больше вреда, чем пользы».

Материал подготовила Анна Бессарабова

 Фото ТАСС / Л. Федосеев

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.