К примеру, какие-нибудь детские пижамы стоят от 3500 до 6000 рублей, а цена осенних брюк на дошкольника достигает 7000 рублей. То есть торговым сетям наплевать, что ребенок за год-полтора вырастет из любых самых навороченных шмоток и родителям придется снова раскошелиться, чтобы его одеть. Это, мол, их проблемы!
Мамочки сегодня реально скорбят, что с российского рынка ушли зарубежные магазины масс-маркета. Непатриотично, но вполне практично. Большинство покупателей стремились туда вовсе не за остромодными трендами, а за банальной базовой одеждой. Однотонные майки и футболки, нижнее белье, носки, детские джинсы и пижамы - все это можно было покупать большими упаковками и при этом быть уверенными в качестве.
Можно было приобрести базовые вещи на распродаже, где скидки доходили до 80%, иными словами, купить детские футболки с трусами за копейки. Подобного успешного опыта в российском ретейле не наблюдается. Отечественные производители пока что шьют для детей либо гораздо менее красивые, либо гораздо более дорогие вещи. У ушедших из России компаний цены были в разы ниже.
И именно здесь возникла та дыра в нашенском диком рынке, куда как тараканы толпой рванули господа перекупщики. Звериным инстинктом они чувствуют, где и как можно обогатиться за счет граждан. Такие услуги пользуются спросом: до сих пор можно обнаружить товары тех фирм, которые официально покинули Россию. Но, конечно же, цены на 20-25% выше, чем были прежде.
Чиновники в регионах неоднократно возмущались действиями перекупщиков и высокими ценами. Пару лет назад даже в Госдуме предложили ввести регулирование цен на продукты и детские товары. Но кто и когда у нас в последнее время сумел побороть торговую мафию?!
А вот в Советском Союзе такой опыт был. Там детские вещи, медикаменты и ряд других товаров продавались ниже себестоимости. Устанавливая цены на те или иные товары, в СССР прежде всего исходили из их социальной значимости. Государственные дотации на эти цели составляли десятки миллиардов рублей ежегодно. «Во времена СССР государство возмещало часть затрат производителям товаров для детей, - утверждает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. - Поэтому цены на них были относительно низкие. А сейчас производители живут в рыночных условиях».
Во-во! И крутитесь, родители, на этом диком рынке, из которого устранилось государство.
Павел Максимов.