Заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов направил в правительство письмо, в котором предложил вернуть в российские школы в полном формате группы продленного дня (ГПД). Те самые, которые хорошо проявили себя еще в советское время и принесли много позитивного в образовательный процесс.
«Продленка до шести - восьми часов вечера должна стать нормой для большинства школьников и включать занятия в спортивных и творческих секциях, индивидуальную работу над домашними заданиями и командную работу над исследовательскими проектами», - пишет депутат.
У детей появятся новые кружки и секции, научные занятия, это отвлечет подростков от компьютеров и прочих гаджетов, на которые те тратят порой до 9 часов в сутки, что «негативно сказывается на психологическом состоянии» ребенка. А родителям ГПД поможет «активнее реализовывать себя в труде, строить карьеру на работе и увереннее обеспечивать детей».
Это далеко не первая инициатива парламентариев по поводу продленки. Недавно ее же озвучил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Мы все заинтересованы в том, чтобы дети не оставались без присмотра после занятий и чтобы женщины после декрета спокойно выходили на работу, - заявил доктор философских наук. - Поэтому следует вернуться к ситуации, которая была в законодательстве до 2013 года, и вернуть в российские школы продленки в качестве дополнительного образовательного процесса».
В советской системе образования внешкольной работе уделялось особое место. Здесь были и массовость, и доступность, и даже обязательность внешкольной деятельности. Учитывался возраст и индивидуальные особенности, образование не заканчивалось с последним уроком, детям помогали выполнять домашние задания и организовывали досуг, развивали таланты.
Вся система выполняла сразу две задачи - воспитывала новое поколение и помогала экономически активному населению в труде на благо родины.
Однако после 2013 года группы продленного дня переименовали в группы по присмотру и уходу (ГПиУ), поэтому на них перестали распространяться нормы, согласно которым среднее школьное образование общедоступно и бесплатно.
Когда возобладал ущербный принцип «школа не воспитывает, а предоставляет услуги», это наглядно показало порочность данного пути - происходит стремительное падение уровня образования и культуры школьников.
Еще в 2021 году Госдума по поручению президента провела изменения в закон «Об образовании», возвращающие в школы полноценные ГПД. А вице-премьер Татьяна Голикова уже в 2022-м поручила регионам «рассмотреть возможность организовать в школах продленку до восьми вечера». Но не организовали.
Стоимость такой «долгой продленки» даже в регионах (зарплата педагогов) достигает 16-18 тысяч рублей в месяц. У государства якобы нет на это денег. Для чиновников на зарплаты, премии, высокие пенсии и спецполиклиники есть, а на детей не хватает.
Иван Колесов.
Фото: FREEPIK.COM