Образование
7238

В России надо вернуть советское образование

В России надо вернуть советское образование

Ректор МГУ Виктор Садовничий в очередной раз раскритиковал двухуровневую Болонскую систему образования, заявив о снижении качества знаний у молодежи.

Эксперты спорят о том, надо ли возвращаться к традиционной советской практике обучения?

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил на церемонии открытия лицея в Усть-Лабинске, что Болонская система способствует снижению качества образования. То же самое он говорил еще в 2016 году. Тогда Садовничий предлагал высшим учебным заведениям вообще отказаться от европейской практики, которая, по мнению ректора, оказалась ошибкой.

Болонский процесс — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, входящих в Европейский союз. Речь идет о трехэтапной системе: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Предполагалось, что выпускные дипломы таких вузов будут признаваться во всех странах и трудоустроиться европейским гражданам станет гораздо проще. По крайней мере, молодым специалистам не придется доказывать качество своих знаний.

Сегодня появились новые подробности создания Болонской системы. Она была создана исключительно для того, чтобы подтягивать до приемлемого уровня образование детей прибывших в ЕС мигрантов из государств треть­его мира. Фундаментальных знаний здесь и не предполагалось. Задача заключалась в другом: отучившись четыре года и став бакалаврами, приезжие юноши и девушки получали необходимые профессиональные навыки и могли полноценно работать в Европе.

 

О науке будут говорить в барах и в стиле рок-н-ролла

В Министерстве науки и высшего образования предложили пропагандировать науку в формате Science Slam. Речь идет о соревновании молодых ученых, где они в популярной форме рассказывают о собственных исследованиях. «Когда мы говорим о науке, очень часто используется слово «фундаментальная», как что-то основательное и серьезное. Это отпугивает молодых людей. Мы хотим показать науку с другой стороны. Когда мы говорим о формате «бар, наука, рок-н-ролл», это серьезно меняет представление о науке», - заявил замминистра науки и высшего образования Григорий Гуров. Эта инициатива уже получила шквал критики. Многие считают, что превращать науку в шоу-бизнес недопустимо.

 

Принципиально иная ситуация была в СССР, где около 60% граждан имели высшее образование, поэтому задача массового ликбеза перед государством не стояла. Тем не менее в 2003 году Болонскую систему в России приняли. Чиновники заявляли, что советская система устарела и перестала соответствовать духу времени.

Нововведение сразу вызвало шквал критики. Больше всего досталось единому государственному экзамену в российских школах. Педагоги признавали, что стандартизация знаний, введение тестирования и системы баллов плохо сказывались на развитии критического мышления подростков. Разрешение самостоятельно выбирать курсы привело к тому, что учащиеся проходят лишь самую простую часть обучения, на которую не надо тратить время и силы. В итоге насмешки над «жертвами ЕГЭ», которых учат не думать, а запоминать и угадывать ответы, стали уже повсеместными. К тому же диплом бакалавра и сейчас воспринимается многими работодателями как справка о неполном высшем образовании. Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, по-прежнему плохо котируются на Западе.

В начале апреля Виктор Садовничий заявил, что до 1990-х годов в СССР была фундаментальная система образования, и университетам сегодня не хватает этого. «Раньше все было основано на уникальной фундаментальной системе образования, которая соответствовала строю. К сожалению, в 1990-х мы начали копировать многое, что нам не свойственно, - болонскую и другие системы, чем существенно понизили качество образования», - сказал ректор МГУ.

Его идея получила поддержку в обществе. 66% россиян хотят, чтобы Россия отказалась от европейской системы образования. Об этом заявил сервис SuperJob, который провел опрос на эту тему. Среди тех, кто хочет вернуться к традиционному обучению, почти половина студентов (44%) и подавляющее большинство (93%) родителей одиннадцатиклассников.

МЕЖДУ ТЕМ

Недавно появились сообщения о том, что группа сопровождения Болонского процесса приняла решение приостановить членство России и Беларуси.

Но оказалось, что Россию нельзя выгнать из Болонского процесса, потому что она туда не вступала. «Я хочу напомнить, что никакого документа, который бы Россия подписала по Болонскому процессу, нет. Ни одного документа! Это всего лишь неофициальное соглашение министерств образования европейских государств между собой, направленное на обеспечение сопоставимости структуры, уровней, стандартов и квалификаций высшего образования», - заявил президент Российского университета дружбы народов, академик и вице-президент РАО Владимир Филиппов. Вероятно, ожидать изменений в сфере образования в ближайшее время не следует. Тем более что премьер-министр Михаил Мишустин призвал не шарахаться в вопросе Болонской системы: «Необходимо сосредоточиться на качестве образования, содержании программ, квалификации преподавателей, а не на форме».

Наталья Пуртова.

Фото: AdobeStock

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.